Бердичевский Борис Григорьевич

1905
-
2004
Награды

Медали: "ЗА ТРУДОВУЮ ДОБЛЕСТЬ" (2), "ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГГ.",  и другие.

Должности

Руководитель бригады отдела клепально-сборочных работ авиационного завода - авиаконструктор.

Биография

Борис Григорьевич Бердичевский - младший сын в семье земского врача Григория Леонтьевича Бердичевского. Он родился в Армавире 12.05.1905 года. Учился, как и старшие братья, в Армавирской мужской гимназии. После окончания гимназии отправился в г. Новочеркасск, где поступает на учебу в Донской политехнический институт (ДПИ), где уже учится на механическом факультете его старший брат Яков.

Изначально в 1907 году в ДПИ было образовано четыре факультета: горный, механический, химический, инженерно-мелиоративный. А в 1919 году в этом институте открыли авиационный факультет, куда в 1922 году поступает учиться Борис на кафедру тепловентиляции. Братья вместе снимают комнату для проживания.

После окончания института, Борис работает в Москве в проектном бюро. Потом, в 1932 году, призывается на военно-производственную службу на крупнейший в Европе авиастроительный завод №22 в Филях (г. Москва), которым руководил советский инженер-механик С.П. Горбунов. Когда 5 сентября 1933 года самолет, в котором С.П. Горбунов летел на приемку нового авиазавода в Севастополе, потерпел под Подольском катастрофу и все пассажиры и экипаж погибли, было принято решение о присвоении заводу его имени.

На этом заводе Борис Григорьевич Бердичевский знакомится с Калистратовой Тамарой Васильевной, которая приехала из Тамбова работать на заводе чертежником-конструктором. оздается семья, в которой рождаются дети: дочь Лия (1937) и сын Григорий (1941).

В 1932-1934 годах в Казани был построен новый промышленный комплекс по производству самолетов - авиационный завод №124 им. Серго Орджоникидзе. В 1933 году за освоение строительства специальных типов тяжелых самолетов и хорошую организацию работ авиационный завод был награжден орденом Ленина. После начала Великой Отечественной войны, в ноябре 1941 года, на территорию казанского предприятия был эвакуирован из столицы авиационный завод №22. По решению ГКО, завод, в числе 400 московских предприятий, в полном составе рабочих и инженерных кадров, эвакуируется в Казань. По плану координирующего центра, на эвакуацию отпущено всего три дня, в которые надо было не только все демонтировать, заспецифицировать, погрузить в сотни железнодорожных вагонов, но и вместе с ними отправить многие сотни людей. Для переброски завода в Казань потребовалось 3000 вагонов.

Согласно Постановлению Государственного Комитета Обороны от 28 декабря и Приказу наркомата от 26 декабря 1941 года было произведено объединение завода № 22 и завода № 124 в один с присвоением новому заводу московского номера – Казанский авиационный завод № 22 им С.П. Горбунова.

Зима 1941 года в Казани была очень суровой: в отдельные дни температура на улице опускалась до минус 50 градусов. На завод за 10-14 километров люди шли пешком. Поэтому не редки были случаи обморожений. В период с 1941-1945 годы Казанский авиационный завод ежедневно выпускал по 10-12 самолетов Пе-2 (советский пикирующий бомбардировщик). Всего в годы Великой Отечественной войны их было выпущено свыше 10 000 самолетов. Этот самолет стал основным бомбардировщиком наших ВВС, и его роль в боевых действиях невозможно переоценить. Наши летчики любили «Пешку» за высокие скоростные и маневренные качества, мощное вооружение и удивительную живучесть.

Уже в первом полугодии 1942 года на привезенном из Москвы и смонтированном в Казани оборудовании было изготовлено 3775 комплектов оснастки. Круглосуточная работы в годы войны не была редкостью. Рабочие не выходили из цехов до тех пор, пока не сдадут своих суточных заданий. А специалисты вообще находились на казарменном положении. Только так можно было добиться увеличения выпуска продукции.

После окончания войны завод за полтора года освоил выпуск дальнего тяжелого бомбардировщика Ту-4 (первый советский носитель ядерного оружия). В 1945 году коллективу объединенного Казанского завода был присвоен орден Красного Знамени за образцовое выполнение задания правительства по производству боевых самолетов.

Именно сюда, в Казань, в 1941 году вместе с заводом была эвакуирована семья Бориса Бердичевского. Борис работает руководителем бригады ОКСР (отдела клепально-сборочных работ) Казанского авиационного завода № 22 им С.П. Горбунова. В послевоенные годы под его руководством этой бригадой была внедрена новейшая (на тот момент) идея бесстапельной сборки самолета. Такой вид сборки широко применяется для установки подвижных частей (створки, двери, крышки люков, рули, шасси и др.) на агрегаты летательного аппарата, а также для стыковки крыла, киля и стабилизатора с фюзеляжем. Бесстапельная сборка позволяет уменьшить количество стационарной сборочной оснастки на стапелях и создать наилучшие условия для доступа в рабочую зону сборки и монтажа бортового оборудования.

За эту работу Борис Бердичевский был удостоен серебряной медали ВДНХ. После окончания войны семья осталась в Казани. Борис награжден двумя медалями «За трудовую доблесть» - одна за самоотверженную трудовую деятельность и проявленную при этом доблесть в годы войны, вторая – после войны. Награжден значком отличник Министерства авиационной промышленности СССР.

Борис Григорьевич Бердичевский умер 13.05.2004 года, не дожив одного года до 100 лет. Похоронен вместе с женой в Казани.

Его сын - Григорий Борисович Бердичевский закончил Казанский авиационный институт, инженер по авиационным двигателям. Григорий Борисович – кандидат технических наук, является автором нескольких научных патентов. Дочь – Лия Борисовна – инженер-синоптик.

Статьи

Видео

Забытый генерал Яков Крейзер
24.09.2019
Доктор Саша
24.09.2019
Наука побеждать Подвиг комбата
07.08.2019