Эпштейн Семен Михайлович
Орден Красной звезды. Медали "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией"
1933-37 Курсант ВВМУ им.Фрунзе
1937- 1944 Капитан-лейтенант
1945 Капитан 3 ранга
1933-37 Курсант ВВМУ им.Фрунзе
1937-38 Командир БЧ-1 подлодки "Б-2", КБФ
1938-40 Командир БЧ-1 подлодки "М-71", КБФ
1941-43 Командир подлодки "М-90", КБФ
1943-45 Офицер, Старший офицер 1 отделения 1 отдела Разведуправления Главного морского штаба ВМФ
Семен Эпштейн родился в 1912 г. в Казани в семье часового мастера Михаила Эпштейна и его супруги Елизаветы Финкельман.
Поступив на службу в военно-морской флот в сентябре 1933 г., он стал кадровым военным.
Благодаря сохранившимся документам аттестации, проходившей в 1944 году, мы можем проследить этапы военной карьеры.
В 1933-37 гг Семен был курсантом Военно-морского училища им.Фрунзе.
Затем, молодым офицером, в 1937-40 гг. командовал БЧ-1 на подлодках серий «Б-2» и «М-71» (обе на Балтийском флоте).
На лодке М-71 принимал участие в Зимней войне с Финляндией, где приходилось поддерживать высадку десанта. Маневрировать у финских берегов в условиях сильного шторма.
В 1940-начале 1941 г. Семен был слушателем Командных курсов подводного плавания им. Кирова в Ленинграде, а затем приступил к командованию подводной лодкой «М-90».
Это был тип лодок малого класса. Одним из параметров, под который эту серию проектировали – возможность транспортировки лодки в разобранном виде по железной дороге. В связи с этим многие элементы лодки были упрощены, и использовать эти боевые корабли предполагалось для охраны ближней акватории около морских баз. Клепанный корпус (вместо сварного) и другие особенности конструкции делали производство таких лодок довольно простым, до войны успели выпустить 78 таких судов.
Семен Эпштейн принял командование «М-90» в октябре 1941, когда лодка, после полученных летом повреждений, проходила ремонт на стапеле в Ленинграде. Однако нахождение во фронтовом и блокадном городе было не менее опасно для корабля и его экипажа, чем в открытом море. Рядом со стапелем рвались бомбы, подлодка снова получила повреждения, имелись жертвы.
Но благодаря энергии и организаторским способностям командира «М-90» все же смогла в 1942 г. вернуться к выполнению боевых задач.
Из наградного листа:
«Капитан-лейтенант ЭПШТЕЙН проявил себя стойким, мужественным, инициативным командиром. ПЛ М-90 была предназначено к отправке на другое море, поднята на стенку завода им Жданова и разоружена. Блокада города Ленина помешала осуществлению эту задачу. По приказу командования ПЛ должна была быть вновь смонтирована, спущена на воду и вступить в строй действующего флота. Монтаж ПЛ происходил на стенке завода им Жданова под артиллерийским обстрелом противника. При отсутствии электрического освещения и отопления, при тяжелых бытовых условиях (состав жил в орудийной башне строящегося эсминца). Ремонт и монтаж ПЛ был закончен досрочно с отличным качеством. Является руководителем подготовки к спуску, показал себя самоотверженным командиром. При отсутствие рабочих чертежей, отсутствии материалов, обеспечивался спуск ПЛ в 23 дня вместо проектированных 60 дней заводом с меньшим числом работающих. ПЛ полностью смонтированная благополучно спущена на воду и вступила в строй действующего КБФ.
За проявленную инициативу и самоотверженность при восстановлении и спуске ПЛ на воду, ходатайствую о награждении правительстве наградой орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».
Семен Эпштейн нес боевую службу на лодке, в которую он вложил всю свою душу, до весны 1943 г. Затем он был переведен в штаб флота.
Дальнейшее развитие событий показало, что этот перевод из опаснейшего места службы в штаб происходил не по воле моряка, и, судя по всему, даже вопреки ей. Пытаясь выяснить обстоятельства, мы обратились к мемуарам другого участника войны на Балтике – капитана Руссина. Он стал преемником Эпштейна в командирской рубке «М-90».
Из мемуаров Ю.С.Руссина "Всю войну на "Малютках":
Таким образом, мы установили истинную причину перевода Семена Михайловича на штабную работу.
В его послужном списке с весны 1943 г. указана должность «офицер (с 1944 – старший офицер) штабной службы 1 отделения 1 отдела Разведуправления Главного морского штаба ВМФ".
В 1944 г. Семен Эпштейн как кадровый военный был представлен к награде за выслугу лет, по статусу полагалась медаль «За боевые заслуги». Читая наградной лист, мы должны констатировать: с подобным текстом сталкиваемся впервые.
Из наградного листа:
«АТТЕСТАЦИЯ
Капитан-лейтенант ЭПШТЕЙН С.М. на 7.11.44 про служил в ВМФ 11 лет и 2 месяца.
За нежелание работать в разведоргане, приведшее к ослабленному изучению противника в условиях отечественной войны, задержать представление к награде - медаль «За боевые заслуги» до 1 мая 1945 года»
Обстоятельства этого необычного документа были, видимо, таковы: Семен Эпштейн, кадровый моряк, офицер-подводник, тяготился штабной службой в военное время и пытался убедить начальство, что его место – в море, на подлодке.
Сделать вывод об истинных мотивах командования можно по событиям, которые последовали, к сожалению, довольно скоро.
Закончив войну на ответственном посту в Разведуправлении Главного морского штаба ВМФ, Эпштейн был награжден медалью «За победу над Германией». Обратим внимание также на первую страницу приказа о награждении офицеров Разведуправления. В списке – еще один воин-еврей, биография которого представлена на нашем сайте – это помощник начальника управления Соломон Наумович Фрумкин (биография).
Т.о. мы видим, что знаменитый офицер разведки военно-морского флота Фрумкин был непосредственным начальником Семена Эпштейна по службе.
Приказ о награждении был подписан в июне 1945 года.
А уже в сентябре 1945 г. в Алфавитной книге учета уволенного командного и начальствующего состава РКВМФ была сделана запись:
«30.09.45. Исключен из списков в связи со смертью»
------------------------------
Перед войной Семен Эпштейн был женат, имел дочь и сына. В настоящее время внучатая племянница Семена Михайловича Эпштейна проживает в США.
Александр Энгельс