Лурье Марк Иосифович
Орден "ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" 2 СТЕПЕНИ (05.1945).
Медали: "ЗА ВЗЯТИЕ КЕНИГСБЕРГА", "ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГГ.".
Рядовой.
Младший сержант.
Младший лейтенант.
Лейтенант.
Старший лейтенант.
Связист - телефонист взвода связи 84 отдельной морской стрелковой бригады, 1 ударной армии, Северо - Западного фронта (04.1942).
Военный переводчик разведывательного отдела штаба Управления командующего бронетанковыми и механизированными войсками 3 Белорусского фронта (05.1945).
Убедительно прошу, всех располагающих информацией о старшем лейтенанте ЛУРЬЕ МАРКЕ ИОСИФОВИЧЕ имеющих его фото и фото его семьи, сообщить на адрес электронной почты: genn53@list.ru
ЛИЧНАЯ СТРАНИЦА на старшего лейтенанта ЛУРЬЕ М. И.:
- создана: руководитель проекта www.jewmil.com "ВОИНЫ - ЕВРЕИ" Макс Персон;
- редактирование, дополнение - сотрудник проекта www.jewmil.com "ВОИНЫ - ЕВРЕИ" Геннадий Чернаков;
- краткая информация из "Списка военнослужащих - евреев частей морской пехоты, в годы Великой Отечественной войны." ( https://clck.ru/R2s52 ) - сотрудников проекта www.jewmil.com "ВОИНЫ - ЕВРЕИ" Григория Койфмана, Геннадия Чернакова.
Биография - справка, в связи с большиим объёмом работы, находится в стадии подготовки к публикации.
В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:
Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал "ПАМЯТЬ НАРОДА").
- Дата рождения
- __.__.1923; 08.10.1923
- Место рождения
- г. Харбин; Китай, г. Харбин
- Дата поступления на службу
- __.10.1941; 22.10.1941
- Место призыва
- Химкинский РВК, Московская обл., Химкинский р-н
- Воинское звание
- ст. лейтенант
- Воинская часть
- РО штаб БТ и МВ 3 БелФ (3 БелФ); Упр. БТ и МВ 3 БелФ (3 БелФ); Орехово-Зуевский РВК; 30 зсбр МВО (30 зсбр МВО); штаб БТ и МВ 3 БелФ (3 БелФ); БТ и МВ 3 БелФ (3 БелФ)
- Наименование награды
- Орден Отечественной войны II степени
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Медаль «За взятие Кенигсберга»
Ст. лейтенант, __.__.1923г. Харбин. Сводная картотека
Перечень наград |
|
09.05.1945 | Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» |
25.05.1945 | Орден Отечественной войны II степени |
Приложение:
1. Творческое наследие профессора Марка Иосифовича Лурье - ветерана Великой Отечественной войны ( https://clck.ru/R8JpQ ):
М.И.Лурье- советский инженер- автомобилестроитель, профессор университета им. Бен-Гуриона в Негеве, доктор технических наук, ветеран Великой Отечественной войны, член клуба ВВОВ- инвалидов и "Ассоциации "Учёные Юга"в Беэр-Шеве.
Лурье М.И. ушёл из жизни 6.02.2013г. на 90-м году жизни. Но благодаря сайтам : "Я помню. Ветераны ВОВ/Союзники и противники/современники" (https://iremember.ru/memoirs/svyazisti/lure-mark-iosifovich/.... и др., память о нём будет жива и многие поколения смогут на одном дыхании прочитать отличные записи-воспоминания настоящего солдата, без всякой идеологической шелухи.
Марк Лурье - кавалер "Ордена Отечественной войны"
Лурье М.И.стал в Израиле известным консультантом в передачах на руссом языке для автовладельцев и водителей автомобилей в "Автосалоне", "На дорогах страны", радиостанции РЭКА
А вот что вспоминает о М.И.Лурье Эдуард Судаковский- независимый изобретатель, танкист, инженер-механик, доктор технических наук, бывший гл.конструктор строительной техники :
"Много лет Марк Лурье участвовал в этих передачах бесплатно. Звонивший на передачу радиослушатель называл марку, год выпуска и пробег своего автомобиля, затем рассказывал о проблеме с ним и Марк Иосифович задавал несколько уточняющих проблему вопросов. Как правило, сразу ставил "диагноз" и давал конкретные советы, как поступить звонившему. Если проблемы с автомобилем требовали инструментальной, специализированной диагностики, Марк Иосифович называл возможные их причины и давал совет- куда нужно обратиться за решением. Много вопросов слушателей было по выбору автомобиля для покупки "со вторых рук". Эти передачи пользовались большим успехом, заслуженным доверием у слушателей. А ещё этот удивительный человек издал брошюру на русском языке для водителей "Нет- авариям", которую можно было бесплатно взять в “русских” магазинах. Высокий профессионализм Марка Иосифовича был, по всей видимости, уникальным сплавом трудолюбия, доброжелательности, высокой общей образованности, глубокой научно-инженерной подготовки, огромного практического опыта участия во всех этапах создания автомобилей, их производства и эксплуатации. Это подтверждает его уникальная биография, некоторые подробности которой, мы, его товарищи по объединению “Учёные Юга” и его товарищи-ветераны из Беэр-Шевского клуба воинов-инвалидов ВОВ узнали уже после его смерти.
Марк Лурье был призван добровольцем в Красную Армию в октябре 1941 года, когда гитлеровцы уже были на подступах к Москве, где он жил. К этому времени он окончил с отличием среднюю школу и проработал месяц на военном заводе резчиком металла. Все тяготы начального периода войны испытал молодой солдат Марк Лурье: выход из окружения через замёрзшие болота под артогнём врага, разорванные взрывами товарищи-бойцы, голод, еда- полусырая конина, сутками без сна и сон на снегу. В одной из атак, в которой Марк шёл в цепи с наступающей пехотой, он был ранен в ногу и был направлен в медсанбат, до которого нужно было добираться с самодельным костылём, пешком, т.к. была распутица и бездорожье… Но ему повезло! Чуть подморозило и ему пришлось полпути проехать в кузове грузового автомобиля ЗИС-5 вместе с трупами убитых солдат….После лечения в госпитале он был направлен на ускоренные курсы младших лейтенантов. После окончания курсов молодые офицеры отправлялись на фронт…Пешком они прошли всю Курскую область. Младший лейтенант М.Лурье снова оказался на передовой, и снова – ранение, в этот раз- в плечо. Пулю удалили в медсанбате.
Немецкая тяжёлая по массе самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков времён Второй мировой войны
После лечения в госпитале ст.лейтенант Марк Лурье был направлен на 3-й Белорусский фронт, в 6-ю отдельную роту связи штаба бронетанковых и механизированных войск фронта, где узнали ,что он владеет немецким языком и его перевели в разведотдел этого штаба. Он переводил захваченные у немцев документы, допрашивал пленных немецких танкистов, выполнял разведзадания. Об одном таком задании он рассказывал…:
“В марте сорок пятого года он получил задание с двумя бойцами-разведчиками ползком ночью подобраться к подбитой немецкой самоходке “Ягдпантера” (нем.Jagdpanther) и выяснить калибр её пушки и другие технические данные.
Подбитая немецкая САУ “Ягдпантера”(нем.Jagdpanther)
Подбитая немецкая противотанковая Сау “Ягдпантера”. Сзади самоходки взорвавшийся и горящий самолёт
Рядом с подбитой тяжёлой немецкой самоходно-артиллерийской установкой они обнаружили трупы немецких танкистов и внутри танка двух убитых членов экипажа, один был в звании капитана. Марк замерил калибр пушки. Снятую с убитого офицера планшетку и оружие он забрал с собой. В планшетке оказались документы, из которых стало ясно, что немецкий офицер только вернулся на фронт с Высших офицерских курсов и привёз секретный документ по новой организации танковой дивизии Вермахта. Эта информация оказалась очень ценной для фронта и для всей Красной Армии. После выполнения этого задания Марк Лурье был награждён “Орденом Отечественной войны”.
“Орден Отечественной войны II-й ,вручённый М.Лурье за проявленные в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, действия, способствующие успехам боевых операций Рабоче-Крестьянской Красной Армии
На сайте архива МО РФ, открытом для свободного доступа через Интернет, имеется фотокопия подлинного документа “Наградной лист” от 24.04.45г.:
“О представлении к награде ст.лейтенанта Лурье Марка Иосифовича Орденом Отечественной войны 2-й степени”. Вот выдержка из этого документа : “Старший лейтенант Лурье М.И., работая на должности военного переводчика РО штаба БТМВ фронта в период операции неоднократно выполнял различные боевые задания. Как переводчик-разведчик быстро и хорошо обрабатывал захваченные у врага документы и выявлял новые образцы вооружения и техники противника. В работе старательный и исполнительный….”
День Победы Марк Лурье встретил в госпитале после третьего ранения, в этот раз осколок попал в шею. Ему повезло – ещё три миллиметра и осколок перебил бы сонную артерию и летальный исход был бы неизбежен.
После лечения Марк был направлен на учёбу в Москву в Военный институт иностранных языков (ВИИЯ), но он хотел стать инженером-автомобилистом…После окончания третьего курса ВИИЯ Марк Лурье демобилизовался, устроился на автозаводе ЗИС слесарем-сдатчиком, затем работал шофёром-испытателем, поступил во Всесоюзный заочный машиностроительный институт, который окончил в 1954 году и поступил в очную аспирантуру Московского автодорожного института (МФДИ). Затем он работал в нескольких научных организациях, защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию, стал профессором и автором нескольких книг по специальности. Марк Лурье в 1979 году эмигрировал с семьёй в США. Работал экспертом по расследованию ДТП и гл.инженером проекта в фирме по разработке узлов агрегатов автомобилей. В 1982 году Марк Лурье посетил Израиль, ознакомился со страной своих предков, увидел реальность развития страны…
В Израиле он произвёл такое благоприятное впечатление на коллег по специальности, что по возвращении в США получил приглашение из Университета им.Бен-Гуриона в Негеве (англ. Ben-Gurion University of the Negev, сокр.BGU) на участие в конкурсе…По его итогам ему доверили читать лекции на факультете механики. Выиграв конкурс, он уехал в Израиль, где впервые подготовил группу автомобилистов и провёл курс :”Теория, конструирование и расчёт автомобиля” в Беэр-Шевском Университете им.Бен-Гуриона, написал учебники по этому курсу на английском языке.
Университет им.Давида Бен-Гуриона (анг.Ben-Gurion University of the Negev, сокр. BGU), где трудился в последние годы жизни профессор Марк Иосифович Лурье
Университет им.Бен-Гуриона
Университет им.Бен-Гуриона основан в 1969 году в Беэр – Шеве – столице Негева и на сегодняшний день в нём обучается более 18.000 студентов. Являясь важным образовательным и исследовательским центром, Беэр-Шевский университет содействует социальному и научному развитию южной части страны .На снимке- научная библиотека ,которой пользовался профессор М.Лурье и пользуются студенты, активисты Израильского отделения Международной академии социальных технологий (USA, New-York, LAST, www.ast.social), ветераны войны и труда.
Уже после смерти Марка Иосифовича его вдова Рахиль Лурье рассказала, что он родился в г.Харбине (Китае) в еврейской семье граждан Советской России. Его мать Цецилия работала врачом в больнице КВЖД (Китайской Восточной железной дороги). Железная дорога обслуживалась в то время в основном советскими гражданами. Отец его был инвалидом-пенсионером. Марк учился в двух гимназиях (отсюда отличные знания немецкого и английского языков). В семье воспитывался как советский гражданин. В 1935 году КВЖД была продана Японии и советские граждане стали уезжать в СССР.
Семья Лурье переехала жить в Москву, жили в коммунальной квартире, испытали все реалии того времени, жили материально трудно. Однако школу Марк окончил с отличием. 21 июня 1941 года был выпускной вечер, а на следующий день началась война… Через несколько месяцев он был призван в Красную Армию и вернулся в Москву только в 1958 году.
Уже в Израиле Марк и Рахиль Лурье жили в небольшом домике в одном из районов Беэр-Шевы. Скромная обстановка, маленький кабинет Марка Иосифовича, заставленный полками и книгами, все это напоминало знакомых научных работников и конструкторов в бывшем СССР. Марк Иосифович, как и многие из нас, любил песни Окуджавы и Высоцкого, особенно о войне. Внуки продолжают традиции Марка Иосифовича- служили Родине стремятся быть полезными людям: Рои- отслужил в Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛе), студент Университета им.Бен-Гуриона, Бениамин- отслужил в Армии, готовится поступать в Университет, Офир- окончил школу, готовится к службе в Армии.
Марк Лурье со своими внуками
Очевидно, что постоянный труд и учёба, порядочность, особая способность быть полезным и нужным окружающим и незнакомым людям – были главными принципами Марка Иосифовича в жизни. Все, кто знал Марка Иосифовича, запомнили его как очень скромного, внимательного и трудолюбивого человека, осветившего нас своими знаниями и талантом человеколюбия . Этот свет останется с нами. Что же касается оставленного Марком Лурье литературного и творческого наследия, то об этом можно говорить бесконечно !!!
Это- написанные и опубликованные очерки :
-“Я помню. Герои Великой Отечественной войны. Участники ВОВ. Книга памяти…Page 1 of 23. Интервью и литературная обработка Г.Койфман,-Марк Лурье “Памяти Бориса Михайловича Фиттермана”, газета “День за днём”, №203 от 20.04.1999.
-Марк Лурье “Харбин-Циндао,1932”,”В тот страшный день” и т.д.
Особенно привлекают очерки М.Лурье из серии :”Очерки испытателя”. Марк Иосифович был свидетелем и участником описываемых событий, происходивших в шестидесятых и семидесятых годах прошлого века. Он работал в Научном автомоторном институте (НАМИ),(ныне- Государственный научный центр Российской Федерации. Федеральное государственное унитарное предприятие.”Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт”НАМИ” (г.Москва- ГНЦ РФ ФГУП “НАМИ”) и Научно-исследовательском институте автомобильного транспорта (НИИАТ),специализирующимся на вопросах организации перевозок и их стоимости, производительности труда на автотранспорте, качестве подвижного состава; техническом обслуживании и ремонте автомобилей.
В дальнейшем, уже работая в Израиле, доктор технических наук профессор Беэр-Шевского университета М.И.Лурье предложил добавлять простую воду в горючую смесь и гарантировал, что экономия бензина составит от 10 до 20 процентов. Речь пока не шла о том, чтобы заливать воду в бак вместо бензина, но в смеси с бензином вода была способна сделать эксплуатацию автомобилей более дешёвой.
Прибор, изобретённый профессором Лурье Марком Иосифовичем, кажется на первый взгляд очень простым, но ему понадобилось много лет работы, чтобы сконструировать его и приспособить к израильским условиям. Это его изобретение пользуется уже большим спросом в стране. Установка его на автомобиль проста и может быть выполнена самим владельцем или в гараже за небольшую плату. Патентом заинтересовались в Западной Германии и даже в США, хотя в Америке уже производятся аппараты подобного типа…Вот что писал на страницах газеты “Наша страна” 15.05.1987года Марк Иосифович : “Ранним прохладным утром мотор работает мягко. Это следствие того, что в мотор поступает увлажнённая рабочая смесь. Влага (вода) делает более продолжительным процесс сгорания рабочей смеси в цилиндре. В результате поршень вместо того, чтобы получить резкий и короткий толчок газов, находится под их давлением более продолжительное время. Отсюда- возрастание мощности, снижение расходов топлива, меньшее нагревание деталей мотора и увеличение срока их жизни. Кроме того, вода и водяной пар повышают октановое число бензина(рабочей смеси), а это в свою очередь позволяет перейти на применение бензина с пониженным октановым числом”.
Профессор Марк Лурье с изобретённым им прибором для добавления простой воды в горючую смесь для экономии бензина.
2. Лурье Марк Иосифович. Связисты ("ЯПОМНЮ"; Интервью с ветераном; Интервью и литературная обработка Григорий Койфман: https://clck.ru/R8KB2 )