Люльев Л. В.
Люльев Лев Вениаминович
Родился 17.03.1908, г. Киев. Окончил Киевский политехнический институт. Доктор технических наук (1966). Лауреат Ленинской премии (1967), Государственной премии СССР (1948, 1977). Герой Социалистического Труда (1966, 1985). Награжден орденами Ленина (1945, 1966, 1985), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1941, 1978), «Знак Почета» (1944), Красной Звезды (1942), медалями.
В 1931-1933 гг. – сменный инженер, начальник бюро рационализации, инженер-конструктор Мотовилихинского завода (Пермь); в 1934-1985 гг. – инженер-конструктор, старший инженер-конструктор, начальник отдела, заместитель главного конструктора, главный конструктор ОКБ-8 Машиностроительного завода им. М. И. Калинина.
Под его руководством модернизирована 85-мм зенитная пушка КС-1, вновь созданы 100-мм зенитная пушка КС-19 (1948), 100-мм береговая пушка КСМ-6Г (1948), 85-мм зенитная пушка КС-18 (1950), 152-мм зенитная пушка КМ-52 (1953-1957), 130-мм зенитная пушка КС-30 (1950), 85-мм зенитная пушка КС-6В (1957). В 1948-1954 гг. было осуществлено полное перевооружение сухопутных войск новыми зенитными пушками 85-мм, 100-мм и 130-мм калибров. С 1957 г. возглавил разработку нового вида вооружения – ракет и пусковых установок для них. В 1957-1985 гг. сдано на вооружение 19 ракетных систем шести различных классов для четырех родов войск: зенитные ракеты 3М8 для комплекса «Круг», 9М83 и 9М82 для системы С-З00В, 9М38 для комплексов «Бук» и «Штиль», противоракета для комплекса противоракетной обороны А-135, управляемые противолодочные ракеты и др. Созданные под его руководством ракеты и ракетные комплексы обладали высокими тактико-техническими характеристиками. Организовал КБ «Новатор», которое носит его имя. Автор более 300 печатных работ.
Люльев Лев Вениаминович // Инженеры Урала.- Екатеринбург, 2001.- С.330-331
Люльев Лев Вениаминович (1908-1985), выдающийся конструктор в области создания зенитной артиллерии и зенитных управляемых ракет, доктор технических наук.
Окончил механический факультет Киевского политехнического института в 1933 году, после чего работал на Мотовилихинском артиллерийском заводе №172 сменным инженером, начальником бюро рационализации, инженером-конструктором.
В 1934 году переведен в отдел главного конструктора Машиностроительного завода им. Калинина №8 (Подлипки, Московская обл.). После эвакуации предприятия в Свердловск Л.В. Люлъев был назначен заместителем главного конструктора Завода №8.
В 1944 году при участии Л.В. Люлъева была проведена модернизация 85-мм зенитной пушки образца 1939 года, которая под индексом КС-1 была принята на вооружение 2 июля 1945 года. Тогда же Л. В. Люлъев был назначен главным конструктором Завода №8.
В период с 1945-го по 1957 год под руководством Льва Вениаминовича были разработаны, успешно прошли полигонные испытания и поставлены на вооружение ряд образцов зенитных артиллерийских пушек, составивших практически всю зенитную артиллерию, находившуюся на вооружении Советской Армии в послевоенные годы.
С 1957 года возглавил разработку нового вида вооружения - ракет и пусковых установок для них. В 1957-1985 годах было поставлено на вооружение 19 ракетных систем шести различных классов для четырех родов войск: зенитные ракеты для комплексов «Круг», «Бук», «Штиль», «Ураган», С-300В и «Антей-2500», противоракета для комплекса противоракетной обороны, управляемые противолодочные ракеты и др.
Организовал КБ «Новатор», которое носит его имя.
Дважды Герой Социалистического Труда. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени (дважды), «Знак Почета», Красной звезды. Лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР (дважды).
Автор более 300 печатных работ.
ОКБ «Новатор» // Орджоникидзевский район.- Екатеринбург, 2010.- С.205-206
Сидоров, М. «Сердце конструктора»
В ясный мартовский полдень к дому номер 79а, что на проспекте Ленина, подъехал автокран. Он поднял над землей удивительный предмет, который был прикреплен к стене дома. Останавливались прохожие, наблюдая за действиями монтажников. Это был памятный знак, изображающий волевой профиль человека, взлетающую ракету и две звезды Героя Социалистического Труда. Лаконичная надпись: «В этом доме с 1946 по 1985 год жил выдающийся создатель артиллерийского и ракетного оружия, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, основатель и главный конструктор ОКБ «Новатор» Лев Вениаминович Люльев».
Кто это такой? Почему так мало известно о нем? В свое время такие люди были трижды засекречены, как и то, чем они занимались. Так что же мы сегодня знаем о нем, чего, конечно же, не знают торопливые прохожие, читающие короткие металлические строки, строки об удивительном человеке.
17 марта 1908 года в Киеве в простой семье родился мальчик, которого родители назвали Левой. В15 лет он поступает в велосипедную мастерскую подручным слесаря. А через год уже работает слесарем на Киевском механическом заводе. С 1927 года по 1931-й—он студент Киевского политехнического института. Выпускник Лев Люльев становится конструктором Украинского научно-исследовательского института сельхозмашиностроения, затем два года работает сменным инженером, начальником бюро рационализации, инженером-конструктором Мотови-лихинского завода в Перми. В1934 году его переводят на завод номер 8 имени М. И. Калинина, что располагался в подмосковных Подлипках. Тогда под руководством главного конструктора завода Л. В. Курчевского была создана динамореактивная пушка (ДРП), но во время испытаний на полигоне и эксплуатации в войсках она показала ненадежность конструкции. Времена тогда были строгие. «Врагом народа» мог оказаться каждый. Курчевского арестовали и в 1937 году расстреляли. Тогда Л. Люльев возглавлял бюро автоматических прицелов для зенитных орудий различных классов.
Грянула война. Завод из Подлипок (нынешний Королев)) переводят в глубокий тыл, на Урал, в Свердловск, где к тому времени оказалось немало предприятий военного профиля. Обстановка на фронте была тяжелой. Враг явно превосходил нашу армию в некоторых видах оружия. За лозунгом тех времен «Тыл — фронту» стоял напряженный труд на военных заводах, где героизм требовался так же, как и на передовой. В кратчайшие сроки нужно было не только установить оборудование на новом месте, но и срочно начать выпуск боевых орудий. Хорошо проявившего себя в работе Льва Вениаминовича Люльева назначают заместителем главного конструктора.
Перед ним стояла задача сконструировать пушку, превосходившую те, которыми располагал противник. И это надо было сделать на базе того далеко не передового станочного оборудования которым располагал завод № 8. А так как далеко не весь коллектив завода был эвакуирован в Свердловск, остро стоял вопрос о кадрах. И несмотря на это в 1943 году на испытательный полигон была доставлена модернизированная пушка образца 1939 года с копирной полуавтоматикой, автоматическим регулированием скорости наката и упрощенными агрегатами.
В феврале 1944 года пушка с индексом КС-12, что означало «калининская свердловская», пошла в серийное производство. Тем временем была произведена еще одна модернизация 85-миллиметровой пушки. Конструкторы предложили наложить на лафет новый 85-миллиметровый ствол с дульным тормозом новой конструкции, и уже в конце войны ее принимают на вооружение.
Пришла весна года Победы. Главный конструктор завода Т. А. Сандлер был переведен в Москву, а Л. В. Люльев назначен на его место. Думалось, что война, закончившаяся победой, уже никогда не возвратится на нашу землю. Но оказалось, что рано зачехлять пушки. Те, кто был в прошлом нашим союзником, не хотели мириться со сложившейся ситуацией. Взрыв американской атомной бомбы над Японией, трагедия Хиросимы и Нагасаки показали, что Соединенные Штаты претендуют на мировое господство. И ни перед чем не остановятся, чтобы добиться поставленной цели. Напряженность увеличивала активная разведывательная деятельность американцев. Они хотели все знать о нашем военном потенциале. Их самолет-разведчик, управляемый Пауэрсом, был сбит над Свердловском. И не зря США интересовались Уралом: здесь создавалось то, что могло охладить горячие головы. Требовалось новое, более совершенное оружие, позволяющее поражать цели на большом расстоянии и значительной высоте.
Пока еще речь шла об артиллерии, калибр которой был увеличен до 100 мм. Такие пушки стояли на боевых позициях и вокруг нашего города, и мне, в ранге сотрудника газеты «На страже» войск ПВО, довелось видеть их в условии боевых учений. Мощный снаряд достигал высоты в 13 километров и с помощью локационной наводки, казалось, гарантировал защитный зонт над нашими городами. Но и этот предел надо было изменять, и на долю Люльева пришел переход от зенитной артиллерии к ракетной технике. Это была серьезная задача, и она легла на плечи Люльева.
Казалось, этот высокого роста и крупной фигуры человек не знает отдыха. Всегда спокоен; ни при каких обстоятельствах не повышая голоса, он обладал свойством убеждать подчиненных не просто словом, но и делом, собственным примером. И назвать конструкторское бюро «Новатор» было его идей. «Новое, приносить всегда новое должен конструктор, — говорил он, — и пусть это будет закреплено в нашем названии». Приказом министра авиационной промышленности СССР от 30.04.1996 года ОКБ-8 присваивается наименование «Свердловское машиностроительное конструкторское бюро «Новатор». Тогда же в ОКБ «Новатор» наступает время, которое можно назвать эрой Люльева.
Этот человек своей страстной приверженностью к делу, высокой технической эрудицией, особым качеством характера создал и сплотил работоспособный, творческий, слаженно действующий коллектив конструкторов.
Первая же работа ОКБ «Новатор» в области ракетной техники — ЗУР ЗМ8 для войскового зенитно-ракетного комплекса «КРУГ» явилась оригинальнейшей конструкцией. Её характерный силуэт с кольцевым воздухозаборником, четырьмя ускорителями, расположенными вдоль корпуса маршевой ступени, конечно, хорошо знаком не только специалистам, но и миллионам телезрителей. В течение многих лет эта ракета была неизменным участником всех военных парадов. Она выдержала три модернизации и более 20 лет выпускалась серийно.
С успехом специалисты ОКБ «Новатор» выполнили много других ответственных заданий по созданию ракетных комплексов. Во многом это было связано с именем Льва Вениаминовича Люльева, основателя и первого главного конструктора. В течение 38 лет (1947-1986) выдающийся инженер и организатор производства, доктор технических наук Л. В. Люльев настойчиво работал над созданием коллектива, который так много внес в дело обороноспособности страны.
По своей многопрофильности ОКБ «Новатор» является единственным в России. Оно создает ракеты шести принципиально различных классов для четырех родов войск — Войск противоракетной обороны, Военно-морского флота, Сухопутных войск и Военно-воздушных сил.
Будучи весь поглощен работой, он был большой театрал, не отказывался ни от одной премьеры, ни будучи в командировке в Москве, ни у себя в городе. А еще в нем навсегда сохранились качества слесаря. Даже имея высокий пост, он любил в часы отдыха разбирать разных систем фотоаппараты. Его интересовала сложная механика и особенно оптика. Однажды разобрав в очередной раз только что купленный фотоаппарат, он написал свой отзыв о нем прямо на завод, предложил кое-что исправить. К его мнению прислушались и прислали благодарственный ответ.
Вот что говорят те, кто работал с ним рядом.
Ривман Зарий Вениаминович, начальник отдела: «Это был конструктор от Бога. Широкий объем технических знаний удачно сочетался в нем с умением работать с людьми. В нем были обаяние личности, та человеческая энергетика, которой проникались все, кому по долгу службы довелось с ним общаться. Я пришел к нему в 1964 году, когда КБ уже заканчивало работу над ракетным комплексом «Круг». И я сразу почувствовал творческую обстановку, созданную главным. Он знал, кому что поручить, всегда поддерживал инициативу, располагал к себе не строгим окриком, а широким диапазоном знаний, которыми готов был поделиться с каждым. Наверное, слово «добрый» к нему могло бы подойти, но скорее это был руководитель, умеющий, если надо, строго спросить».
Акиндинов Петр Иванович, и. о. заместителя генерального конструктора: «В марте 1954 года я, выпускник Ленинградского военно-механического института, поступил в распоряжение Льва Вениаминовича Люльева. У него был, если можно так выразиться, нюх на людей. Человеком с показной фанаберией он мог и не заинтересоваться, а в том, кто скромен и прост, — разглядеть в перспективе классного специалиста. Он никогда и никого не наказывал за творческие неудачи, памятуя заповедь Эйнштейна, который говорил: Если бы я не ошибался, откуда у меня был бы опыт в работе». Люльев обладал даром предвидеть новое. Когда конструкторское бюро перешло от артиллерии к ракетам, нас посылали переучиваться на новую специализацию, он не считал зазорным в чем-то поучиться у нас».
Големенцев Леонид Васильевич, начальник отдела: «Он не стремился любым путем завоевать уважение к себе. Авторитет был у него как у человека и как у специалиста. Он и тогда находил конструкторское решение, когда все уже, как говорится, «уши прижали». Вот пример — идет совещание в КБ по новой ракете. Так получается, что при строго вертикальном взлете она реактивной струей может разрушить установку. Что делать? Кажется, зашли в тупик. Тогда он говорит: «А мы ее склоним при вылете. И струя пройдет мимо». Уже в наши годы американцы купили у нас комплекс С-300, чтобы разобрать и посмотреть, в чем секрет ее превосходства над тем, что выпускается у них.
Как-то был отправлен в командировку в Ленинград молодой специалист. Время прошло, а парня все нет. Узнал об этом Главный. «Немедленно пошлите за ним человека. Мало ли что случилось». И действительно, наш посланец угодил в больницу с серьезным заболеванием. Привезли, вылечили. Сам же Люльев старался не обращать внимания на собственную хворь. Два инфаркта перенес на ногах. А третий...»
Ансимова Любовь Ивановна, конструктор: «С ним всегда легко работалось. Не забудет поздороваться. Спросит, как идут дела, как настроение. И даже когда трудно, с его поддержкой всегда легко становилось».
При входе в здание КБ «Новатор» написано: «Имени Льва Вениаминовича Люльева». И его портрет. Он чуть-чуть прищурил глаза и внимательно всматривается в каждого входящего, будто спрашивает: «Как вы там, соответствуете ли званию «Новатор»? Его помнят, и нередко, когда возникает творческая дискуссия по какому-то техническому вопросу кто-нибудь скажет: «А Люльев сделал бы так». Это веский aprумент. Его соратники и ученики не забывают человека большого сердца, в котором умещались все проблемы КБ и которое в один добрый день не выдержало перегрузки.
Михаил Сидоров
Сидоров, М. Сердце конструктора / М. Сидоров // Вечерний Екатеринбург.-2000.-11 апреля.- С.3
13 августа 2013 года на пересечении улицы Победы и проспекта Космонавтов открыт памятник в виде макета зенитной управляемой ракеты "Круг", посвященный выдающемуся конструктору артиллерийского и зенитно-ракетного оружия Льву Люльеву.
Лев Вениаминович Люльев
В Киеве в семье сапожника Вениамина Люльева, члена Киевского союза борьбы за освобождение рабочего класса, и повитухи, оказывавшей услуги таким же неимущим семьям, 17 марта 1908 года родился мальчик, которого назвали Лёвой. Несмотря на бедность и жизненные трудности, родители отдавали все, чтобы мальчик мог получить образование. В 1916 году Лёва поступил в реальное училище, позже реорганизованное в семилетнюю школу. Никто не знал, что ему суждено оставить свой след в развитии цивилизации XX века.
Вениамин Люльев
Мама умерла, когда мальчику было 9 лет. В том же 1917 году после Октябрьской революции началась Гражданская война. Киев неоднократно переходил из рук в руки Красной армии, поляков, петлюровцев, Белой гвардии. На Украине началась волна еврейских погромов. Лёве Люльеву было одиннадцать лет. Позже, в 1952 году, ему еще припомнятся эти погромы.
Ревекка Люльева
Советская власть открыла перед ним новые горизонты надежд и возможностей. В 1923 году он окончил семилетнюю школу и устроился работать в велосипедную мастерскую. Нужно было зарабатывать на жизнь. Он был сначала учеником, а потом и подручным слесаря. С 1925 года работал слесарем на Киевском механическом заводе. В это время он подружился с металлом, познал основы композиции механических деталей. Он научился говорить с металлом на особом, только ему ведомом языке. Его увлекали не столько сами технологии, которыми он овладевал, сколько качественные переходы от простых технологий к сложным, от сложных - к еще более сложным. Он самостоятельно изучал основы математики, механики и гидравлики, а в мечтах видел себя машиностроителем. В 1927 году он поступил на механическое отделение Киевского политехнического института. Экзамены сдал экстерном через систему рабфака.
Лев Вениаминович Люльев в молодые годы
В 1931 году, после защиты диплома, Люльев получил распределение в Украинский научно-исследовательский институт сельхозмашиностроения. Но что такое сельхозмашиностроение для городского парня, которого тянуло не к земле, но к высокой гармонии комплексных технологий? Металл, погруженный в землю, чуждую органическую стихию, был для него уже как бы заранее мертв. После неоднократных личных просьб в администрацию института молодой специалист был откомандирован в распоряжение Всесоюзного оружейно-арсенального объединения в Москве. К этому времени были разгромлены «рабочая оппозиция» Троцкого и «правый уклон» Бухарина. В условиях воцарившейся жесткой партийной линии беспартийный Люльев, не имеющий высоких покровителей, только своим талантом и упорством пробивал себе дорогу. Два года он трудился на Мотовилихинском машиностроительном заводе, изготовлявшем артиллерийские системы, в городе Молотове (ныне Пермь) - сменным инженером, начальником бюро рационализации и наконец - инженером-конструктором. За это время особый талант молодого человека вполне проявил себя.
В 1934 году Люльева перевели на завод № 8 имени Калинина, в отдел артиллерийских конструкций, включавший в себя конструкторское бюро, опытный цех и механическую лабораторию.
Там Л.В. Люльев с головой погрузился в конструкторскую работу. Вместе с Л.А. Локтевым и Г.Д. Дорохиным его взял под крыло замечательный конструктор М.Н. Логинов, возглавивший отдел в 1937 году. Кроме непосредственного участия в разработке артиллерийских орудий, Люльев возглавлял подотдел автоматических прицелов для зенитных орудий различных классов. Он создал построительный прицел, «изюминку» каждой впоследствии выпущенной зенитки, то есть прицел наводки на цель с произведением вертикальных и боковых упреждений. Это позволяло стрелять зенитке не туда, где вражеский самолет находится в момент выстрела, а туда, где он окажется на момент подлета снаряда. В модернизированном виде эти прицелы используются и сегодня. Между тем КБ завода быстро наполнялось кадрами из лучших технических вузов страны, среди которых были А. Новосельцев, А. Гинзбург, Н. Бавыкин, С. Егоров, а также Баринов, Лямин, Абрамов и многие другие, в будущем выдающиеся и не очень творцы советского оружия. Чертежниками начинали свою деятельность в КБ В. Малков и В. Родионов. За несколько лет накануне войны завод им. Калинина вместе со своим ОКБ обеспечил армию страны целым арсеналом современных танковых, зенитных и противотанковых пушек.
Баринов, Тюфяков, Люльев, Гурьянов
КБ завода быстро выдвинулось на ведущие роли в развитии инженерно-технической мысли страны предвоенного времени. На его сотрудников посыпался дождь государственных наград. Так, в 1937 году Логинов и Дорохин были награждены орденами Красной Звезды. В 1939 году за 37-мм пушку 61-К Логинов из рук самого М.И. Калинина получил орден Ленина. В 1941 году Логинов (посмертно) и Локтев стали лауреатами Сталинской премии. В 1941 году получил орден Трудового Красного Знамени Л.В. Люльев. Этот же орден получил и Г.Д. Дорохин за 85-мм полуавтоматическую пушку 52К - знаменитую «восьмидесятипятку», ставшую в один ряд с такими легендами Победы, как Т-34, Ил-2 или «Катюша». Впрочем, этот замечательный конструкторский коллектив, собранный Логиновым, просуществовал недолго. В 1940 году Логинов безвременно умер, и его место занял Локтев. А в июне 1941 года Германия напала на Советский Союз. Давно и всеми ожидаемая война началась все-таки неожиданно. В октябре завод эвакуировался вглубь территории страны: частью в Свердловск, частью в Молотов (ныне Пермь), а также в Воткинск, Горький, Красноярск. Локтев уехал в Молотов, а 1942 году вместе с группой конструкторов ОКБ-8 вернулся в Подлипки, которые уже назывались Калининградом. Там, за забором бывшего завода № 8, который был реорганизован в НИИ-88, на базе небольшого 38-го завода было организовано Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро под руководством В.Г. Грабина. Главным конструктором завода № 8 в Свердловске стал Г.Д. Дорохин, но и он в феврале 1943 года был переведен в ЦАКБ. Там же оказались И.М. Радзилович и другие конструкторы из отдела Логинова. В Свердловске остались Л.В. Люльев, А.Т. Гинзбург, В.А. Малков, будущие лауреаты Сталинской премии 1943 года В.Г. Асташин и В.В. Родионов и другие - третья часть инженерного состава КБ, включая копирщиков. Не пройдет и двадцати лет, и волею судьбы именно эти два конструкторских бюро будут конкурировать за право создания зенитной ракеты для первого в СССР войскового ЗРК.
В 1943 году главным конструктором завода был назначен начальник ОТК Т.А. Сандлер, бывший заместителем главного конструктора еще в начале тридцатых годов. Поначалу даже его должность называлась «Главный конструктор - начальник ОТК». Л.В. Люльев, в этом же году вступивший в Коммунистическую партию, был назначен его заместителем.
В 1944 году под руководством Л.В. Люльева была проведена модернизация 85-мм зенитной пушки Дорохина образца 1939 года. Конструкторы сумели в короткое время внести множество упрощающих изменений в конструкцию пушки, с производства которой начиналась свердловская история завода и его КБ. Шарикоподшипники были заменены втулками скольжения. Сложный в изготовлении прицел Люльева был заменен упрощенной конструкцией. Двухскоростные механизмы наведения сменили более простые в изготовлении и сборке односкоростные. Для ствола были использованы моноблок, затвор и копирная полувтоматика, заимствованные у морской автозенитной пушки. Модернизированная пушка была принята на вооружение 2 июля 1945 года под индексом КС-1. А 9 июля того же года Люльев получил высший из советских орденов - орден Ленина. Накануне этого события, 25 июня 1945 года, в связи с переводом Т.А. Сандлера в ЦАКБ, Л.В. Люльев был назначен главным конструктором завода № 8. С этого времени начинается непосредственное руководство Люльева конструкторским бюро, которое он впоследствии вознесет на небывалую высоту.
В декабре 1947 года отдел главного конструктора завода № 8 был реорганизован в ОКБ по проектированию крупнокалиберной зенитной артиллерии - ОКБ-8. В это время Люльев работал над созданием так называемой «стратосферной пушки» - зенитной установки, способной доставать бомбардировщики на высотах свыше 10 тысяч метров. Такими самолетами уже обладали американцы.
Разработка 100-мм «стратосферной» пушки была начата еще в 1934 году КБ Кировского завода под руководством Маханова, но с началом войны эти работы были свернуты. ОКБ-8 создало несколько образцов суперпушки, включая 130-мм стратосферную пушку, разработанную в 1948-м и запущенную в производство в 1950 году, снаряд которой достигал «потолка» свыше 20 км. Наведение на цель осуществлялось уже не с помощью построительного прицела, но посредством радиолокационного комплекса. Под руководством Люльева была разработана также самая мощная в истории зенитной артиллерии 152-мм пушка КМ-52, но она уже не пошла в производство. Время зенитной артиллерии подходило к концу. И именно Люльев довел ее до высших пределов развития.
Между тем в стране началась новая волна репрессий. Составной частью - на фоне успехов новоиспеченного государства Израиль в войне с арабскими государствами - стала антисемитская кампания по борьбе с «безродными космополитами». Переживший киевский ужас 1919 года Люльев не боялся, только еще глубже погружался в работу. Но в доме Льва Вениаминовича в конце 1952-го - начале 1953 года только и разговоров было, что уже привезли нового заместителя, который возглавит ОКБ после ареста Люльева. Вопрос считался решенным. Тучи над головой главного конструктора разошлись только со смертью Сталина.
Л. В. Люльев с супругой. 1941 г.
Вообще, Льву Вениаминовичу для жизни хватало напряженной работы и доброго семейного очага. Коротко ни с кем не сходился, в дружеских застольях участия не принимал, даже слово «друг» не любил. В быту жил скромно, в семье не было принято броско одеваться или приобретать роскошную мебель. Машина была только служебная, и когда Лев Вениаминович пользовался ей, будучи в отпуске, сам оплачивал бензин. Только сыну он купил «Волгу». К сожалению, позже сын трагически погиб. Дочь Л. В. Люльева Татьяна вспоминала:
«Как дочь я его очень мало видела. Он был весь в работе, совершенно в работе. Он дома ничего не знал абсолютно, все было на маме. Никогда ничего не знал - в какой я учусь школе, где там брат учится. Приходил домой поздно и, перекусив, садился за свой рабочий стол. При этом никаких разговоров о деле, КБ, своих сотрудниках. Такой вот характер».
Л. В. Люльев. 1945 г.
Плотницкие и сантехнические работы в квартире Лев Вениаминович производил собственноручно, да еще и соседям помогал в устранении засоров и протечек. Дома у него был огромный шкаф с сантехническим и прочим инструментом.
Страстным увлечением Люльева, не имевшим прямого отношения к его работе, были фотоаппараты. Он их покупал, разбирал, оценивал конструктивные особенности и писал на них рецензии заводампроизводителям. На одном из таких заводов скоро поняли, что это пишет профессионал, и стали специально присылать ему аппараты для того, чтобы получить его отзыв. На фоне напряженной разработки смертоносных орудий увлечение фотоаппаратами давало Люльеву психологический отдых и как бы возвращало его в дни юности, когда он начинал работать в велосипедной мастерской и мог своими руками собрать и разобрать любую из нужных конструкций.
Сам он снимал не очень много, однако же, в конце 90-х годов в городском Музее фотографии состоялась выставка фоторабот Л.В. Люльева. Подобно конструкторским разработкам, его фотографии отличает уверенная точность композиционных решений. Статья об этой выставке в газете «Вечерний Екатеринбург» называлась «Рассекреченный фотолюбитель». Его имя было впервые упомянуто в печати только в связи с его смертью, и производители фотоаппаратов понятия не имели, кем на самом деле был их рецензент.
Л. В. Люльев - фотолюбитель
Электропогрузчики, прессы и ЗИП для зенитных орудий - это то, чем занимался завод до 1958 года. Тогда директору завода М.В. Лаврову предложили организовать производство легковых автомашин «Белка», но он отказался, так как считал, что это в корне изменит профиль завода и переведет его в Минавтопром. К тому времени 4 завода выпускали изделия 13Д. И в 1958 году завод им. Калинина приступил к изготовлению ракет 13Д, разработанных в ОКБ-2 под руководством П.Д. Грушина. К тому времени первые в стране зенитно-управляемые ракеты, созданные под руководством С.А. Лавочкина для комплекса С-25 «Беркут», уже четыре года стояли на вооружении. Да и министр оборонной промышленности Д.Ф. Устинов явно отдавал предпочтение ракетным системам. В этой ситуации само существование при заводе конструкторского бюро, создававшего зенитные пушки, теряло смысл. Артиллерийские КБ в стране перепрофилировались на разработку пусковых установок и собственно ракет, а некоторые просто закрывались. И Люльев пошел на рискованный шаг: ОКБ-8 включилось в проектирование ракет для комплекса «Круг» на конкурсной основе. Общее руководство программой реализации первого войскового ЗРК 2К11 «Круг» было поручено главному конструктору московского НИИ-20 Вениамину Павловичу Ефремову. Позже военные обозреватели отмечали, что Люльев «отнесся к заданию на разработку новой ракеты с большим, хотя и не во всем оправданным оптимизмом.
Л. В. Люльев в Моноэкваре на отдыхе
Уже 26 ноября 1959 года состоялся первый бросковый пуск ракеты ЗМ8, созданной в ОКБ Люльева. В. Коровин описывает это так: «Ракета энергично сошла с пусковой установки, однако при отделении стартовых ускорителей разрушилась. Впрочем, для молодого коллектива результат первого пуска был более чем достойный. А вскоре начались попытки полетов с работающим маршевым двигателем, во время которых свердловчанам довелось столкнуться с множеством ранее незнакомых проблем».
Испытания шли тяжело, из первых 26 пусков на полигоне у озера Эмба лишь двенадцать оказались успешными. Командование полигона ворчало: «Вечно у Люльевской банды что-то не так!» В.П. Ефремов вспоминал: «У нас были моменты, когда в воздухе разваливалась ракета. Это большие стоимости, это большая ответственность. Нам вместе приходилось докладывать правительству. Вот так произойдет, мы разругаемся - после этого сидим, опираясь на самоход, он говорит: «Вениамин Павлович, пойдем, съедим сто сорок шестой шницель в столовой». Он уже успокоился». О характере Люльева ходили легенды. «Я могу сказать, - продолжал Ефремов, - что Люльев как человек был очень сложный. Импульсивный, взрывной. С ним можно разругаться очень сильно. Но положительный момент: он через час отходил».
Делегация в музее завода
Сотрудник НИИ-20 М.В. Давыдов в мемуарах И «Годы и люди» приводит воспоминания своего коллеги М.С. Цепова: «На полигоне мы тесно работали с разработчиками ракеты из КБ-8 «Новатор», готовили ракеты к пускам на техплощадке, размещенной в кошаре, проводили анализы пусков. Длительное время на полигоне испытаниями ракеты ЗМ8 руководил Л.В. Люльев. Это был удивительный человек - хороший организатор, прекрасный собеседник. Он проявлял большую заботу о своих подчиненных. Вспоминается такой случай. На 16 часов назначен пуск ракеты по мишени. Когда приехали на обед в столовую в Кондыкуль, то оказалось, что по каким-то причинам обед не приготовлен. Тогда Люльев всю свою «команду» посадил в автобус и отправил в гостиницу «Берег», несмотря на уговоры и требования командования полигона. Пуск в этот день так и не состоялся. Л.В. Люльев не мог допустить, чтобы его люди не были накормлены».
Л. В. Люльев на демонстрации 7 ноября 1970 г.
Изюминкой ракеты, получившей индекс ЗМ8, был прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД). П.И. Камнев, ныне генеральный конструктор ОКБ «Новатор», рассказывал: «Немецкий опыт уже был по созданию прямоточных двигателей, но это было зачаточно. А тут наос было создать прямоточный двигатель, чтобы он дал сверхзвуковую скорость, и в диапазоне высот от уровня земли и выше 20 км. То есть задача по тем временам казалась фантастической... Некоторые, когда приходили смотреть на эту ракету, пожимали плечами и говорили: «Странно! Вообще непонятно, как она может летать. У ней насквозь видна дырка. Там же нет ничего! Вы что-то тут заблуждаетесь».
Опыт разработки прямоточных двигателей был у ОКБ-670, создавшего сверхзвуковой ПВРД для межконтинентальной крылатой ракеты С.А. Лавочкина «Буря», однако руководитель ОКБ-670 М.М. Бондарюк отказался от разработки ракеты для «Круга», поскольку его двигатель годился только для маломаневренных полетов с постоянной скоростью и высотой. Первым конкурентом Л.В. Люльева стал В.Г. Грабин, также пытавшийся спасти свое КБ от закрытия. В его ЦНИИ-58, бывшем ЦАКБ, приступили к проектированию ракеты под индексом С-134. Однако в 1959 году ЦНИИ-58 присоединили к ОКБ-1 СП. Королева, и тема была закрыта как несовпадающая с основным направлением предприятия. Королев отправил на переплавку уникальную коллекцию советских и германских орудий, любовно собранную Грабиным за многие годы. Ракетные системы в СССР окончательно восторжествовали над ствольной артиллерией.
Но в начале того же года в конкурс включилось ОКБ-2 П.Д. Грушина в подмосковных Химках. Грушин начал модернизировать для совместимости со средствами наведения «Круга» свою ракету 17Д. Эта инициатива была поддержана Правительством СССР. В 1962 году с одной и той же самоходной установки производились испытательные пуски как люльевской ЗМ8, так и грушинской 19Д. Конечно, столичное КБ с именем и опытом в проектировании ракет имело больше шансов победить в этом соревновании, чем провинциальное, да еще и артиллерийское конструкторское бюро. Однако первый успешный запуск ракеты ЗМ8 состоялся еще в конце 1961 года. К 1963 году Грушин понял, что в этой гонке он безнадежно отстает.
Зимой 1963 года опытный образец «Круга» с ракетами ЗМ8 был впервые продемонстрирован на полигоне в Кубинке руководству страны. Генеральный конструктор «Круга» В.П. Ефремов вспоминал об этом:
«Среди экспонатов был выставлен и ЗРК «Круг»... К стенду, где был выставлен ЗРК «Круг», первым подошел министр радиопромышленности В. Д. Калмыков, который задал ряд вопросов, касающихся сравнения «Круга» с ЗРК ПВО страны С-75, выставленным на соседнем стенде.
Вскоре приехали члены Политбюро во главе с Н.С. Хрущевым. Образовалась пауза, потому что Хрущев замерз и пошел «утепляться». В этот момент к стенду подошел Д.Ф. Устинов, который был в курсе результатов, полученных на государственных испытаниях, и рекомендаций госкомиссии о принятии ЗРК «Круг» на вооружение Сухопутных войск Советской Армии и задал вопросы о подготовке заводов к серийному выпуску ЗРК... Устинов спросил Люльева:
- Лев Вениаминович, почему Вы решились на применение в ракете прямоточного воздушно-реактивного двигателя?
Люльев ответил:
- Потому что я артиллерист и в тот момент плохо разбирался в ракетах; я не представлял всех трудностей, с которыми нам придется встретиться при отработке этой ракеты. Но мы справились со всеми трудностями, и ракета соответствует заданным заказчиком ТТЗ».
Кстати, с Д.Ф. Устиновым у Л.В. Люльева сложились достаточно теплые отношения, и во время своих визитов в Свердловск Устинов неоднократно захаживал в гости к Люльеву.
В октябре 1964 года комплекс «Круг» был принят на вооружение страны. А через год, на военном параде на Красной площади в честь годовщины Октябрьской революции, состоялся всемирный триумф комплекса и ракет ЗМ8. Почти каждый советский человек знал их изящную, орлиную форму с ажурными конструкциями из кольцевых и радиальных элементов, растиражированную на многих тысячах плакатов, и испытывал чувство защищенности и гордости за свою страну. В то время как на разработку новой ракеты обычно уходит более 10 лет, Люльев и его КБ, не имея ни опыта, ни предшествующих разработок, создали ракету фактически за пять лет. Впоследствии многократно модернизированная и усовершенствованная авторами, ЗМ8 была уникальной для своего времени, а многие технические решения актуальны и сегодня.
В июне 1966 года Л.В. Люльев получил звание Героя Социалистического Труда. В 1967 году он стал лауреатом Ленинской премии. Это были наивысшие награды и наивысшее признание. А осенью 1966 года было принято решение о присвоении всем КБ открытых условных наименований. Так, ОКБ-2 Грушина стало называться «Факел». Корреспондент газеты «Уральский рабочий» приводит воспоминания С.Т. Пуховца, проработавшего в ОКБ-8 более полувека: «На другой день после возвращения Главного в Свердловск я оказался у него в кабинете. Люльев спросил:
- Какое имя Вы дали бы нашему бюро7. Я начал что-то бормотать: «Искра...Авангард...» Главный с сожалением покачал головой и твердо сказал:
- Будет «Новатор»! Разве не новые идеи мы разрабатываем? К тому же каждому нашему сотруднику название будет напоминать: дескать, ищи и предлагай к внедрению только оригинальные варианты.
Тут он сделал небольшую паузу и, улыбнувшись, опять спросил меня: - Кстати, мой-то вариант с «Новатором» Вас устраивает?»
В 1966 году Люльев защитил кандидатскую диссертацию в ЛВМИ. Он должен был получить ученую степень кандидата технических наук. Но после голосования ему была присвоена степень доктора технических наук - по совокупности работ. Он обладал великолепной памятью и не мог понять, как кто-нибудь из его сотрудников мог забыть номер документа или телефон смежной организации, и тут же сам называл требуемые цифры. Сотрудники знали эту его особенность и перед встречей с ним готовились, заучивая наизусть целые страницы. Вообще, может быть, главным творением Люльева были не ракеты, а конструкторское бюро «Новатор», «спроектированный» главным конструктором коллектив, который и сегодня находится на передовом крае мировой конструкторской мысли. Корреспондент «Областной газеты» А. Дуняшин приводит слова П.И. Камнева: «Важно и то, что Лев Вениаминович заложил научную школу. Он построил работу КБ таким образом, что охватил практически все стороны проектирования, создав отделы, без которых, на первый взгляд, можно было бы обойтись, поскольку существовали специализированные институты. К примеру, создал крупный радиотехнический отдел, отдел динамики полета, аэродинамический, даже двигателей». Уникальный случай в советской истории: в 1982 году ОКБ «Новатор», будучи не самостоятельным КБ, а подразделением завода, было награждено орденом Ленина.
Вручение Л. В. Люльеву Ордена Трудового Красного Знамени. 29 апреля 1978 г.
В 1964 году постановлением Средне-Уральского совнархоза из ОКБ-9 (главный конструктор Ф.Ф. Петров), располагавшегося на территории Уралмаша, разработки противолодочной ракеты 81Р передавались в ОКБ-8 (главный конструктор Л.В. Люльев). Постановление было подписано председателем совнархоза В.В. Кротовым, а он хорошо знал потенциал ЗиКа и завода № 9. Вместе с тематикой на завод им. Калинина переводились конструкторы, технологи и опытные цеха - № 20, 121 и 100. Возглавлял группу конструкторов Н.Г. Кострулин, ставший заместителем Л.В. Люльева.
Под руководством Люльева работа пошла веселее, и в 1965 году начались летные испытания ракетоторпеды 81Р для комплекса РПК-2 «Вьюга». Ракета выстреливалась с подводной лодки горизонтально, в воде разворачивалась на нужную траекторию, и тогда производился запуск основного двигателя. В августе 1969 года ракета была принята на вооружение. Руководитель одного из испытательных пусков, в то время капитан второго ранга Михаил Богачев в своих «Воспоминаниях и размышлениях» описывает повадку Люльева:
«Лев Вениаминович Люльев, главный конструктор Свердловского КБ и легендарного завода Калинина, был для нас исторической и мифической личностью. Лев Вениаминович наряду со своей энциклопедической гениальностью обладал даром провидческим. Я не один раз видел это чудо, тогда не понимая того, что происходило на самом деле. Однажды после череды неудач, бесконечного количества наземных испытаний и проверок старт ракеты прошел неудачно.
Лев пришел в цех, где на стеллаже, обвешанная гирляндами проводов, лежала ракета. Почти всё конструкторское бюро толкалось рядом, бездна рулонов с информацией, и никакого ответа - почему она валится на границе пересечения сред? Попросив всех сделать минут на 30 перерыв и покинуть цех, Лев сел на стул и стал разглядывать эту изящную, вылизанную сотнями испытаний ракету.
Встал, медленно приложив руку к корпусу, прошел вдоль, вернулся, увидев на хвостовом оперении нанесенную кем-то мордочку льва из детского мультика - хмыкнул. Сел. Я смотрел на все это таинство и не понимал, что сейчас перед моими глазами совершается чудо - Лев общался со своим творением.
Повернувшись ко мне, попросил: «Михаил Михайлович, позови, пожалуйста, Степаныча».
Степаныч, старый слесарь, которому в КБ доверяли самые ювелирные работы, словно зная, что он потребуется генеральному, стоял за дверью и ждал.
- Николай Степаныч, мне необходимо, чтобы в рулях были сделаны два пропила. Это даст кавитации снизить скоростной напор, а мы получим дополнительную остойчивость. В последующем мы изменим профиль руля, а пока для пуска будет достаточно.
После этой доработки ракеты летали безукоризненно».
Об этом особом понимании металла, техники вспоминал и В.П. Ефремов: «Люльев - это фейерверк техники. Он механик - Богом рожденный. Нужно было посмотреть, как он смотрит чертежи, как корректирует, как обсуждает с тем, кто ему докладывает, - и мгновенно дает более оптимальное решение».
В 1977 году Л.В. Люльев стал лауреатом Государственной премии СССР за создание новых видов вооружений; в марте 1978-го был награжден орденом Трудового Красного Знамени «за выдающиеся заслуги и личный вклад в дело создания новых видов техники и в связи с 70-летием со дня рождения».
Бюст Л. В. Люльеву в Киеве в сквере университета. 2-й слева А. Г. Коберниченко зам. генерального конструктора по науке, Н. А. Костюкова работник отдела 25- (внучка Л. В. Люльева). Бюст установлен в октябре 2011 г.
Кроме «Вьюги», ОКБ «Новатор» под руководством Люльева разработало морские ракеты для комплексов «Бирюза», «Водопад», «Калибр», стратегическую крылатую ракету для комплекса «Гранат». А ведь были также противоракеты для войсковых ЗРК «Куб», «Бук», С-200 и «Рельеф», который стал разменной монетой в политических играх. Были еще ракеты класса «воздух-воздух» КС-172, запускаемые с самолета, ракеты-мишени «Мираж», а также многие модификации базовых версий. Каждая из этих разработок по-своему замечательна. Но самыми известными творениями ОКБ Люльева стали ракета большой дальности 9М82 и ракета средней дальности 9М83 для зенитно-ракетного комплекса С-300 - принципиально нового зенитно-ракетного оружия, используемого и сегодня. Первоначально предполагалась унифицированная ракета для комплекса ПВО (С-300П) и войскового (С-300В). Войсковой комплекс должен был передвигаться вместе с войсками, в том числе по бездорожью, и приводиться в боевую готовность в течение нескольких минут. Первым таким войсковым ЗРК как раз и был «Круг» с ракетами ЗМ8. Однако ОКБ «Факел» П.Д. Грушина в процессе работы отказалось от идеи унифицированной ракеты, и разработка ракеты для С-300В была передана в ОКБ «Новатор».
Генеральным конструктором комплекса С-300В был В.П. Ефремов. Его успешный тандем с Люльевым снова проявил свою великолепную интеллектуальную мощь. «Мы двенадцать лет делали систему С-300В и поставили её на серийный выпуск, - говорил Ефремов. - Эта работа, по-моему, и у него, и у меня – апогей в жизни».
А самой засекреченной разработкой Люльева до сих пор является его ракета для системы ПРО. Первоначально ракета, именуемая на Западе «Газель», создавалась для системы противоракетной обороны С-225. Один из руководителей разработки С-225 К.К. Капустян в статье «От противовоздушной - к противоракетной обороне» воспроизвел основные вехи создания этой ракеты.
«Проект новой высокоскоростной противоракеты был выполнен в двух организациях: ОКБ-2 (главный конструктор П.Д. Трушин) и КБ «Новатор». Был выбран вариант, предложенный КБ «Новатор». Эта ПР получила наименование ПРС-1. Ракета представляла собой конус без аэродинамических несущих и управляющих элементов. В двигателе использовался быстрогорящий порох. За 4 секунды работы двигателя ракета разгонялась до максимальной скорости. При этом осевые перегрузки достигали 300 ед., а температура обшивки поднималась до 2000 градусов(...)
В июле 1981 года был проведен первый успешный пуск в замкнутом контуре управления, а в апреле 1984 года осуществлен успешный перехват реальной баллистической цели. Расхождение с целью на дальности 40 км составило около 50 метров, что вполне достаточно для ее поражения. На этом испытания ПРС-1 со средствами системы С-225 были прекращены, а ракета была передана в состав системы А-135. При этом весь опыт испытаний и преодоления трудностей был полностью использован. В результате в конце 1983 года прошли первые успешные испытания этой ракеты в системе А-135».
Следует отметить, что «Новатор» начал работать по ракете ПРС-1 (заводской индекс 5Я26) в 1967 году. Таким образом, это оказалось единственное в Советском Союзе КБ, разрабатывавшее ракеты и для сухопутных войск, и для ВМФ, и для авиации, и для ПРО. В городе Приозерске, на полигоне Сары-Шаган, даже установлен памятник ракете 5Я26. А в настоящее время эта ракета под индексом 53Т6 несет боевое дежурство в составе единственной в мире действующей системы стратегической противоракетной обороны А-135, прикрывающей Москву. Ее конструктивные особенности до сих пор засекречены. Известно, что при массе в 10 тонн она достигает высоты в 30 километров в течение 5 секунд, и во время старта человеческий глаз не в состоянии проследить ее полет. Генеральный конструктор системы ПРО А-135 А.Г. Басистов охарактеризовал ее следующим образом: «Система показала значительные запасы по всем параметрам. Скоростные противоракеты Люльева 53Т6могут осуществлять поражение баллистических целей на дальностях в 2,5 раза больших, чем мы сейчас их аттестовали. Система готова выполнить задачи и по поражению низковысотных спутников, и другие боевые задачи».
В марте 1985 года Люльев был удостоен второй Звезды Героя Социалистического Труда. Он знал себе цену и гордился государственными наградами, особенно званием дважды Героя Труда. Однако же, как вспоминал директор завода им. Калинина А. И. Тизяков, «чувство накопительства, карьеризм - все это не про Люльева. Я, к слову, за долгие годы совместной работы ни разу не видел его «при параде» - с орденами и золотыми звездами на груди».
Люльев, рано осиротевший мальчик из киевского гетто и гениальный конструктор, поставивший свое имя в один ряд с именами Королева и других выдающихся ракетчиков, обладал неиссякаемым жизнелюбием. Любил анекдоты и в КБ специально подходил к знатокам, интересовался, нет ли чего-нибудь новенького. Услышав анекдот, хохотал, потирал руки, говорил что-нибудь вроде: «Сейчас у Мехренцева совещание, пойду ему расскажу», и с этим шел к директору завода им. Калинина. Во время частых поездок в Москву обязательно посещал какой-нибудь театр, а возвратившись, увлеченно рассказывал домашним о спектаклях, которые он посмотрел, и требовал информацию о театральной жизни Свердловска. Любил заводскую самодеятельность, особенно театр эстрадных миниатюр в заводском Дворце культуры им. Лаврова. И.Ф Пилипенко, личный водитель Л.В. Люльева, вспоминал: «В последний день, после работы, он купил себе новые тапки. Пришел и упал там в них дома. Он считал, что это из-за тапок. Ну, потом поехали в больницу. Выходит, садится в машину: «Иван Федорович, какая меня сегодня врач обследовала. Какая же красавица, говорит, была. А вообще-то... на ножки я не посмотрел». Это ему оставалось минут тридцать до смерти».
Лев Люльев скоропостижно скончался 1 ноября 1985 года. Он был похоронен в почетном секторе Широкореченского кладбища в Свердловске рядом с директорами завода М.В. Лавровым и А.А. Мехренцевым. Только после его смерти сотрудники узнали, что главный конструктор перенес на ногах несколько инфарктов.
Главным конструктором завода и ОКБ «Новатор» был назначен Анатолий Федорович Усольцев.
Лев Вениаминович Люльев / ред. Ю. Бриль // Отечества надежный щит. Машиностроительный завод имени М. И. Калинина.- Екатеринбург, 2013.- С.339-353