Сей краткий пересказ многочисленных публикаций на эту тему - дань памяти прапрадеду сына моего - Мулярскому Акиму (Акиве )Гершевичу - кантонисту, драгуну и георгиевскому кавалеру прослужившему 25 лет в Русской армии.
Кантонисткая история
Кантонисткая история начинается в 1721 г., когда Петр Великий учредил гарнизонные школы для обучения грамоте и мастерствам малолетних солдатских сыновей. По достижении 15 лет способнейшие оставлялись в школах ещё на 3 года, а остальные назначались на службу в войска. В 1798 г. школы были переименованы в военно-сиротские отделения, а в 1805 г. в школы кантонистов, а их воспитанников стали называть кантонистами. В 1826 г. школы были преобразованы в роты, полубатальоны, дивизионы, эскадроны и батальоны военных кантонистов. В течение всего царствования императора Николая I число этих учебных заведений и их воспитанников постоянно увеличивалось. Наряду с ротами и батальонами, где обучали только грамоте, мастерствам и фронту, разновременно появились специальные школы кантонистов: аудиторская, артиллерийская, инженерная, военно-медицинская, школа топографов и другие.
Право преимущественного помещения в учебные заведения военных кантонистов принадлежало дворянам, чиновникам и духовенству, однако выходцы из подобных сословиях всегда составляли самый ничтожный процент среди кантонистов. Обычно, кроме солдатских детей, в школы кантонистов направлялись сыновья бедных жителей Финляндии и кочевавших там цыган; польских мятежников; шляхтичей, не доказавших свое дворянство; раскольников; беспризорников и малолетних евреев-рекрутов.
До воцарения Николая I евреи на воинскую службу не призывались, но взамен на них налагалась двойная подать. Евреи платили 500 рублей с рекрута, то есть ровно столько, сколько платило за избавление от службы в армии русское купечество (в то время как русские мещане уплачивали за освобождение от рекрутской повинности по 360 рублей).
Новый император, сторонник единообразия, 26 августа 1827 г. издал указ об отправлении рекрутской повинности евреями «в натуре». Евреи согласно указу Николая I брались в рекруты-кантонисты с 12 лет. И сделано это было с единственной целью - христианизацию евреев через детей осуществить было легче. То- есть, фактически военной службе российских евреев был придан характер «воспитательной меры». Служба в рядах Русской армии должна была искоренить в евреях так называемый «иудейский фанатизм» и, по возможности, иметь своим результатом склонение евреев-солдат к переходу в Христианство (желательно, в Православие). В соответствии с этими негласными установками, «Устав рекрутской повинности и военной службы евреев» создал для евреев достаточно тяжелые условия несения военной службы.Указ не распространялся на губернии Царства Польского, а до 1852 г. и на Бессарабию, туда и бежали многие еврейские семьи из Украины, Белоруссии, Литвы.
Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно (для христиан — семь с одной тысячи через год). От общин, кроме того, требовали расплачиваться «штрафным» числом рекрутов за податные недоимки, за членовредительство и побег призывника (по два за каждого), причем разрешено было пополнять требуемое число призывников малолетними. Кого сдать в рекруты предоставлялось решать самим еврейским общинам (сдавали, как правило, бедных, не имевших возможности заплатить выкуп, или пойманных безпаспортных единоверцев, не обладавших никакими связями). Кандидаты в рекруты определялись согласно установленной квоте, если кандидатов было больше, чем указано в наборе, желающие могли выкупить билет (ок.750 руб.ассигнациями) и освобождались от набора. Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов, откуда большинство их попадало в школы кантонистов, и немногих определяли в села на постой, либо в ученики к ремесленникам.
Мальчиков, оторванных навсегда от родного дома, отправляли обыкновенно в отдаленные губернии — Пермскую, Вятскую, Казанскую, Симбирскую и далее, где не было еврейского населения. От Украины до Сибири добиралась в лучшем случае треть детей, остальные умирали в пути, не в силах перенести непосильные даже для взрослых пешие переходы на холоде, в дождь, в жару, при скудном питании и дурном обращении. Едва ли один из десяти забритых мальцов дотягивал до конца учения и перехода в солдатский статус.
Из книги Владимира Гиляровского «Мои скитания». Писатель передает рассказ «взводного офицера из кантонистов, дослужившегося годам к пятидесяти до поручика, Ивана Ивановича Ярилова», то есть уже крещеного. Их, детишек, по его словам, еще и пороли за всякие провинности: «Взять хоть наше дело, кантонистское, закон был такой: девять забей насмерть, десятого живым представь. Ну и представляли, выкуют. Ах, как меня пороли!.. Да вы думаете, что я Иван Иванович Ярилов?.. Я и сам не знаю, кто я такой есть. Не знаю ни роду, ни племени…Меня в мешке из Волынской губернии принесли в учебный полк…Ездили воинские команды по деревням с фургонами и ловили по задворкам еврейских детишек, благо их много. Схватят – в мешок и в фургон. Многие помирали дорогой, а которые не помрут, привезут в казарму, окрестят, и вся недолга. Вот и кантонист».
Сохранилась масса воспоминаний бывших кантонистов, которым посчастливилось выжить, о тех издевательствах, которым их подвергали. Школы кантонистов прозвали в народе «живодернями» задолго до того, как там появились еврейские дети. В них царили жестокость, грубость, суровые наказания и полная безнаказанность «дядек» зa издевательства над учениками. Ну, а с евреями и вовсе наступил беспредел. После призыва в кантонисты все еврейские призывники в обязательно-принудительном порядке принимали православие. Противившихся крещению лишали еды, сна, пороли, окунали в воду до обмороков, выставляли раздетыми на мороз… Принявшие же христианство получали 25 рублей ассигнациями (корова тогда стоила 3 рубля) и ряд льгот. При крещении детям меняли имена на русские и давали фамилии по имени крестного отца (Максимов, Владимиров), иерея или его прихода ( Дамианский, Косминский) или просто распространенные русские фамилии (Киселев, Кузнецов, Воробьев, Орлов), а имевшим ярко выраженную еврейскую внешность — фамилии, образованные от еврейских корней (Руфкин, Гершкин).
В 1837 г. вышел указ об обязательном зачислении в кантонисты так же и детей евреев ссыльнопоселенцев в Сибири, а в 1847 г. это было распространено и на детей ссыльнокаторжных. По статистическим данным военно-учетного архива Главного штаба, в1847-1854 гг. набор евреев-кантонистов составлял 2,4 процента от всех кантонистов в России, а общее число еврейских кантонистов за 29 лет составило около 50 тысяч человек. Всего же, по данным Г.Б. Слиозберга, в мирное время в армии служило не менее 100 тыс. евреев, что составляло более 5% всех солдат, а в 1897 г. служило 53 тыс. евреев при численности вооруженных сил 1075 тыс. человек, т. е. около 5% солдат были евреями (при том что в населении страны евреи составляли 4%).
В 1838 г. было разрешено евреям-мастеровым, сдавшим детей в кантонисты, жить в столице, а в 1843 г. при выселении евреев из округов военных поселений в Киевской и Подольской губернии по решению Николая I оставили там лишь те семьи, из которых сыновья до 15 лет были взяты в кантонисты.
Существовало 52 учебных заведения военных кантонистов, по одному почти в каждом губернском городе. За полученное образование, кантонисты-выпускники были обязаны прослужить: дворяне - 3 года, обер-офицерские дети - 6 лет, духовных лиц - 8 лет, прочие - 25 лет.
26 августа 1856 г. коронационным манифестом императора Александра II институт кантонистов был упразднен. Школы кантонистов были переименованы в военно-начальные школы, а затем в военные прогимназии. Манифестом предписывалось «рекрут из евреев взимать наравне с другими состояниями», «рекрут из евреев принимать тех же лет и качеств, кои определены для рекрут из других состояний и затем прием в рекруты малолетних евреев отменить». Манифест отменил заведения военных кантонистов и возвратил всех находившихся на военной службе евреев моложе 20 лет их родителям. Приказом военного министра от 8 сентября 1859 г. на солдат-евреев было распространено общее право на бессрочный отпуск за беспорочную выслугу 15-летнего срока. 22 ноября 1860 г. было разрешено отставным и бессрочно - отпускным нижним чинам-евреям Гвардейского корпуса проживать с семьями в столице. В 1861 г. эта льгота была распространена и на проживавших в окрестностях Санкт-Петербурга.
В 1867 г. евреям - отставным солдатам - было дано право повсеместного жительства в пределах всей Российской Империи. Таким образом, Царь Освободитель значительно облегчил условия поступления своих подданных-евреев на военную службу и расширил круг прав евреев – отставных солдат. Изменились к лучшему и условия прохождения евреями военной службы. Прежнее недоверие к ним начальства сменилось мерами поощрения; характерный для всей сферы государственной жизни «эпохи реформ» дух гуманности сказался и на военной среде. Отслужившие полный срок солдаты из кантонистов, принявших православие, и их потомки получали право жить на всей территории Российской империи, то есть вне черты оседлости, но чаще всего оставались жить там, где их заставало окончание службы. При этом, для отслуживших николаевских солдат- евреев, не изменивших своё вероисповедание, это право получали только они сами и их первенцы мужского пола. Жениться перешедшим в православие кантонистам не возбранялось, естественно, лишь на девицах православного вероисповедания.
Участие в войнах
Интересна история создания князем Потемкиным «Израилевского полка». Саймон Себаг- Монтефиоре пишет : «…..Реализация этой идеи началась с образования кавалерийского эскадрона, набранного из кричевских евреев. В декабре 1787 года светлейший создал еврейский полк и назвал его Израилевский. Полком командовал князь Фердинанд Брауншвейгский. В марте 1788 года проходили учения тридцати пяти бородатых еврейских казаков. Скоро набралось уже два эскадрона, однако пять месяцев спустя Потемкин приказал распустить Израилевский полк, — как шутил де Линь, «чтобы не ссориться с Библией». Итак, Израилевский полк существовал, но задуман он был отнюдь не для стычек с турками в составе Русской армии. Многие из полка удивительным образом оказываются в Париже, во Франции, где через год происходит революция и влияние Франции на ход русско-турецкой войны резко ослабевает. То - есть, Израильский полк Светлейшего готовился не только против турок. Преимущественно евреи выполняли у Потемкина роль разведчиков и тайных порученцев для выполнения деликатных заданий. По-видимому, так называемый Израилевский полк Потемкина подчинялся напрямую Светлейшему. О его истинном предназначении знал узкий круг лиц: непременно Императрица, правитель канцелярии князя В.С.Попов и скорее всего Суворов. С внезапной смертью Потемкина полный контроль над этой вооруженной организованной силой был утерян. Кто-то из «бородатых евреев-казаков» остался верным русскому престолу. Кто-то предпочел ему знамена революционной Франции и искренне участвовал в Польском восстании в составе мятежной Народовой кавалерии Польского корпуса…».
В Крымскую войну евреи- кантонисты - участники героической обороны Севастополя. В городе Севастополе над могилой 500 (а по другим сведениям – 3000) павших русских воинов-евреев был сооружен памятник с надписями на русском и на иврите: "Памяти еврейских солдат, павших за Отечество при обороне Севастополя во время войны 1854-1855 гг." Памятник находится на территории Морского завода. По иронии судьбы, эти евреи пали при защите города, в котором тогда было запрещено проживать их единоверцам.
В Русско-турецкую кампанию (1877-1878 гг) евреи кантонисты принимали участие в войне за освобождение балканских славян от османского ига, особенно в боях на Шипке. О подвигах солдат-евреев в Балканскую кампанию сохранилось немало свидетельств современников. Наибольшее число евреев служило в 16-й и 30-й боевых пехотных дивизиях, контингент которых был навербован в Могилевской и Минской губерниях. Эти 2 дивизии включали в свой состав почти четверть всех евреев-новобранцев; в некоторых ротах число евреев превышало половину общего числа солдат. 16-я и 30-я дивизии участвовали в нескольких решающих боях. По словам многих командиров, в том числе и генерала Куропаткина: «... евреи умели и будут впредь уметь так же геройски драться и умирать, как прочие русские солдаты». С криком «Шма, Исраэль!» они бросались на врага, врывались на вражеские позиции, брали в плен турок, закрывали собой командиров, при гибели офицеров поднимали солдат в атаку». В Москве стоит памятник героям Плевны, где среди погибших москвичей есть много еврейских фамилий. Из 40 тысяч награжденных до 5 тысяч - евреи.
В Русско-китайской (1900—1902гг.) и Русско-японской (1904-1905гг.) войнах евреи в составе российских войск участвовали от 20 000, а по другим сведением – 30 000 человек. Российская печать не раз отмечала мужество, проявленное воинами из евреев «на сопках Манчжурии». «Какие только анекдоты не рассказывают о трусости евреев! Между тем, в настоящую войну немало из них показали себя прекрасными, храбрыми и распорядительными солдатами и были награждено георгиевскими крестами, есть некоторые, имеющие даже по два и три, и эти кресты давались не начальством, а присуждались самой ротой! И как любили этих евреев другие солдаты! Офицеры тоже не могли нахвалиться ими», писал корреспондент «Нового Времени» Табурно; а сотрудник газеты А.А. Столыпин в прямо-таки восторженном тоне описывал геройство евреев-музыкантов в Тюренченском сражении (№ от 6 августа 1904 г.).
Рядовой 22 Восточно - сибирского пехотного стрелкового полка еврей Виктор Шварц принял участие во всех без исключения более или менее крупных боях, получил 11 ранений и был награжден тремя Георгиями и медалью за спасение тонувшего на р. Ялу офицера («Новая Жизнь», 1905г., октябрь). Рядовой 121 пехотного Пензенского полка еврей Дубовис под градом неприятельских пуль доставал воду для раненых, за что и был награжден Георгием (сообщение командира полка С.Д. Маркова в «Биржевых Ведомостях», перепечатанное в «Восходе» № 22 за 1904 г.) и т.д.
Известно, что евреи находились в рядах Русской Императорской армии еще до 1827 г. Так, один из героев войны 1812 г. Денис Давыдов, описывая подвиг улана, отмечал: «Весьма странно то, что сей улан, получив за этот подвиг Георгиевский знак (солдатский Георгиевский крест), не мог носить его: он был бердичевский еврей, завербованный в уланы». Обладателем георгиевского креста, полученным при героической обороне Порт-Артура, стал и потомок кантонистов Иосеф Трумпельдор. Его отец, Владимир, в свое время верой и правдой отслужил в русской армии двадцать пять лет, но не изменил иудейской вере, несмотря на попытки обратить его в христианство. Иосеф Трумпельдор стал третьим евреем, которому в России, как исключение из правил, было присвоено офицерское звание. До него был произведен в корнеты, сын известного российского банкира, эстандарт-юнкер Ж. Гинцбург, а в капитаны 1876г. Герцль Цам - единственный российский еврей не принявший православия получивший в XIX веке офицерский чин. Прослужив в армии 41 год, он дослужился до фельдфебеля, сдал экзамен по программе юнкерских училищ и специальным указом Александра II был произведен в прапорщики. Затем в чине штабс-капитана он командовал ротой и стал капитаном при выходе в отставку.
Когда возник вопрос о производстве евреев в унтер-офицеры, Император Николай I и положил резолюцию «лишь за отличия в сражениях» , но уже в 1850 г. производство в унтер-офицеры было разрешено, не иначе, как с Высочайшего разрешения Императора. В 1860 г. солдаты-евреи были впервые официально допущены к службе в Императорской гвардии. В 1861 г. последовало разрешение производить рядовых из евреев в строевые и нестроевые унтер-офицеры.
Георгиевские кавалеры
В 1836 г. было издано распоряжение о награждении евреев солдатским Георгиевским крестом за боевые заслуги, а в 1858 г. было издано постановление о награждении евреев всеми орденами, которыми награждались и мусульмане. О количестве евреев - Георгиевских кавалеров - косвенно говорит тот факт, что в составе еврейского «Союза Георгиевских кавалеров» в начале 1918 года состояло почти 2 500 человек. Полными кавалерами были знаменитые комдивы гражданской войны: Самуил Пинхусович Медведовский, Давид Аркадьевич Гутман (Шмидт), писатель-полярник Яков Кальницкий.
Среди них были и дети: Мальтинский Исаак - 14 лет, Боч Давид - 14 лет, Касм Исаак - 15 лет, Кейлин Маркус - 16 лет, Еверович Соломон - 17 лет, Гольберг Исаак - 15 лет, Гутман Иосиф - 13 лет.
Потомки кантонистов
В рядах Русской Императорской армии были не только низшие офицеры, но и генералы - потомки кантонистов. Естественно, были они евреями этническими, принявшими христианство, ибо человек иудейского вероисповедания в царской России офицером-генералом стать не мог. Среди них :
Генерал – майор В. Гейман вступил в командование 20-й дивизией ещё в 1862году, а во время Русско-турецкой компании 1877-1878 гг. он в чине генерал- лейтенанта командовал армейским корпусом. Граф М.С. Воронцов назвал его «храбрейшим из офицеров Кавказкой армии» ;
М.Грулев - генерал Генерального штаба. В последующем генерал- лейтенант, служил в Генштабе, был комендантом крепости Брест - Литовск. Из ортодоксальной еврейской семьи. В 1878г. призван в армию, был крещен. Закончил Варшавское юнкерское училище, затем Академию Генерального Штаба. Службу проходил в Приамурском и Туркестанском военных округах. Командовал разведывательными экспедициями в Манджурии. Провел изыскания для строительства КВЖД, основал город Харбин. Во время русско-японской войны командовал полком, затем дивизией, отличился в сражении на р. Шахе. С 1912г. в отставке. Вернулся в иудаизм. Написал книгу "Записки генерала-еврея", весь гонорар отдал на строительство еврейских поселений в Израиле;
С. Кауфман - сумел пробиться в Морской кадетский корпус и стал офицером, а в 1899 г. контр-адмиралом.Был кандидатом в военные министры Российской Империи. После отставки, в 1904 г. основал Общество оздоровления еврейского народа (ОЗЕ);
Генерал-майор Сергей Владимирович Цейль (1868-1915), окончил Академию Генерального штаба дивизии во время Русско-японской войны. В 1910 г. - генерал-майор, с 1914 г. командир дивизии, погиб на фронте в 1915 г.;
А. Хануков - генерал-майор, начальник штаба армейского корпуса. В 1918 г. расстрелян за отказ служить в Красной Армии;
А. Сапсай в 1910-1912 гг. - начальник штаба Черноморского флота, контр-адмирал. командир бригады крейсеров, вице-адмирал;
Генерал-адъютант Николай Иудович Иванов (1851-1919)- сын ссыльно - каторжного. Главнокомандующий Юго-Западным фронтом. Был награжден орденом св. Владимира I степени с мечами и Александра Невского с бриллиантами. Генерал сыгравший важную роль в истории Февральской революции 1917 г.;
М. Алексеев – генерал, способствовавший отстранению от власти Императора Николая II в феврале 1917 г., а затем принявший участие в выступлении генерала Л.Г. Корнилова против Временного правительства;
Генерал Платон Александрович Гейсман (1853-1919) - командующий 16-м армейским корпусом. Участник русско-турецкой войны. Награжден орденами св.Анны IV степени "За храбрость" и св. Станислава III степени с мечами и бантом.После войны окончил Николаевскую академию по первому разряду и был переведен в Генеральный штаб. Профессор - автор многочисленных военно-исторических трудов. В звании приват-доцента служил в Петербургском университете и был сотрудником Государственного архива;
Генерал-майор Сергей Семенович Абрамович-Барановский (1866-после 1931). Автор многочисленных трудов по военному судопроизводству. В 1928 г. был арестован по так называемому делу академиков и осужден 10 февраля 1931 г. тройкой на 10 лет лишения свободы. Реабилитирован посмертно.
М. Арнольди - генерал от артиллерии;
Я. Кефали - контр-адмирал;
Н. Козлов начальник Военно-медицинской академии.
Наверное были и другие, так генерал Н.Деникин в книге « Путь русского офицера» писал: «Из моего и смежных выпусков академии Генштаба я знал лично семь офицеров еврейского происхождения , из которых шесть ко времени Мировой войны достигли генеральского чина».
Среди потомков кантонистов: Яков Свердлов - советский партийный деятель; Яков Крейзер - герой Советского Союза и прославленный генерал; поэты Илья Сельвинский и Леонид Мартынов; писатель Вениамин Каверин (В.Зильбер,псевдоним «Каверин» он взял в честь гусара, приятеля молодого Пушкина); его старший брат - известный вирусолог и иммунолог Лев Зильбер; изобретатель ксилофона М.И. Гузиков - "Паганини на инструменте из дерева и соломы" – так прозвали его современники и многие другие. На свое происхождение от кантонистов из евреев указывали академик А. А. Григорьев, гравер И. Н. Павлов, теоретик искусства Н. Ф. Чужак, а сколько не указывали, в том числе и потому, что сами этого не знали.