Габрилович Евгений Иосифович
Награжден двумя орденами Ленина (1967, 1979), орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями.
майор
писатель газеты "Красная Звезда"
Габрилович Евгений Иосифович – российский советский писатель, драматург, сценарист и военный корреспондент, член Союза писателей СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Родился 17 (29) сентября 1899 года в Воронеже в семье аптекаря и домохозяйки. Еврей. Учился в Воронежском реальном училище, после переезда семьи в Москву – в частной гимназии и Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова (юридический факультет). Был пианистом джаза в театре Всеволода Мейерхольда, работал в музее того же театра и секретарем театрального журнала «Афиша Тим».
Начало литературной деятельности Габриловича относится к 1921 году. Своеобразный и узнаваемый стиль молодого прозаика едва ли не первыми заметили пародисты (наиболее известна пародия А.Г.Архангельского). Как прозаик входил в Литературный центр конструктивистов (ЛЦК), одновременно выступал как публицист. Участвовал Габрилович и в создании книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства» (1934, в работе отчасти использованы впечатления от увиденного во время поездки на строительство с большой группой советских писателей).
С 1934 года член Союза писателей СССР. В качестве военного корреспондента был участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Однако в силу разных обстоятельств, среди которых не последнюю роль играли материальная заинтересованность и желание преуспеть, он оставляет прозу и начинает писать сценарии. Чаще всего Габрилович работал с талантливыми высокопрофессиональными режиссерами. Среди них и мастера старшего поколения М.И.Ромм («Мечта», 1943; «Убийство на Улице Данте», 1956), Л.Д.Луков («Два бойца», 1942), В.И.Пудовкин («Возвращение Василия Бортникова», 1952), А.М.Файнциммер («Овод», 1955), и считавшиеся тогда молодыми И.А.Авербах («Монолог», 1972) и Г.А.Панфилов («В огне брода нет», 1967; «Начало», 1970). Сделанные с ними фильмы (часто и сценарии писались в соавторстве с режиссерами) стали классикой советского кино.
Несколько десятилетий продолжалось сотрудничество Габриловича с режиссером Ю.Я.Райзманом. Классические ленты «Машенька» (1942; Сталинская премия, 1943), «Коммунист» (1957), «Твой современник (1967), «Странная женщина» (1977) были обращены к сегодняшнему дню, авторы не только отразили те или иные исторические события, но и чутко уловили атмосферу разных моментов советской истории.
О двух противоположных тенденциях в творчестве Габриловича легко судить по фильмам, сделанным им совместно с режиссерами С.И.Юткевичем и Г.А.Панфиловым. Кинолениниана, жанр советского кино, стоявший особняком и развивавшийся по собственным законам, тем не менее, всегда чутко реагировал на изменения в обществе. И потому в картинах «Рассказы о Ленине» (1957), «Ленин в Польше» (1965; Государственная премия СССР, 1967) и «Ленин в Париже» (1981; Государственная премия СССР, 1983) образ вождя революции все более изменялся. Миф облекался в быт, мимикрировал под повседневность. Но попытка изобразить вождя революции «с человеческим лицом» (наиболее радикальная сцена – Ленин, съезжающий по перилам, от которой осторожные авторы отказались) не вполне удалась. Искусственность и нарочитость предлагаемых схем были очевидны.
На первый взгляд иначе обстоит с фильмами, созданными Габриловичем вместе с режиссером Г.А.Панфиловым. Тем не менее, и здесь действует тот же принцип, только вывернутый наизнанку: миф проступает сквозь быт. Судьба фабричной девчонки Паши Строгановой, которая оказалась талантливой актрисой, всего лишь пространная иллюстрация к давнему тезису, воплощенному еще в стихотворении М.А.Светлова «Рабфаковке», где задолго до появления фильма «Начало» проводится параллель между героиней Франции и советской девушкой. Более того, утверждается массовость нового героизма: «В каждом братстве больших могил / Похоронена наша Жанна».
В 1969 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Внешне сложившаяся благополучно (с 1948 – педагог ВГИКа, с 1962 – профессор; знаменитый сценарист, выступавший также с теоретическими статьями о кинематографе), жизнь Габриловича драматична: непростые семейные отношения, описанные им в книге «Четыре четверти», по которой сделан фильм «Объяснение в любви» (1978, режиссер И.А.Авербах), душевная боль от мысли, что выбран не тот путь. По сути, он был беллетристом, о чем и рассуждает в своей «Последней книге».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 октября 1979 года за большие заслуги в развитии советского киноискусства Габриловичу Евгению Иосифовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Жил в Москве. Последние десять лет прожил в Доме ветеранов кино в Матвеевском. Скончался 5 декабря 1993 года, 95-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 1).
Награжден двумя орденами Ленина (1967, 1979), орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны 1-й степньи,орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями.
Лауреат Сталинской премии (1943), Государственной премии СССР (1967, 1983), Национальной премии Германской Демократической Республики (1971), Национальной премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1989).
Автор книг: «Книга сценариев» (1959), «Заметки кинодраматурга» (1959), «О том, что прошло» (1967).
© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)
данный материал взят с сайта "Герои страны"