Лангбард Иосиф Григорьевич

1882
-
1951
Награды

орден "Знак Почета" 

Звания

 

Должности

начальник инженерного отряда 1914-1917

работал над маскировкой зданий в Ленинграде 1941-1944

Биография

 Ио́сиф Григо́рьевич (Ги́ршевич) Ла́нгбард (6 (18) января 1882, Бельск, Гродненская губерния, Российская империя — 3 января 1951, Ленинград, РСФСР, СССР) — российский и советский архитектор, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1934), доктор архитектуры (с 1939 года).

 

Является одним из выдающихся зодчих Европы XX века, чьё художественное наследие оказало значительное влияние на развитие современной архитектуры. Его архитектурные работы в большой степени повлияли на формирование облика города Минска и являются образцами белорусского зодчества.

 

 

 

Иосиф Лангбард родился в 6 (18) января 1882 года в местечке Бельск Гродненской губернии Российской империи, в еврейской семье Гирша Лангбарда. Отец видел будущее для сына в коммерции, однако Иосиф с детства любил рисовать.

 

Блестяще окончив в 1901 году местную гимназию, поступил на архитектурное отделение Одесского художественного училища, которое окончил в 1906 году.

 

В 1907 году переехал в Санкт-Петербург, где успешно выдержал экзамены в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств на архитектурный факультет. Отучился семь лет в Санкт-Петербурге (1907—1914). Среди учителей Лангбарда был знаменитый русский архитектор Александр Померанцев, спроектировавший здание ГУМа в Москве. Именно под его руководством Лангбард в 1914 году защитил дипломный проект «Здание Государственного совета Российской империи».

 

Во время Первой мировой войны Лангбард работал на фронте в качестве начальника инженерного отряда. Под его руководством в это время встают земская управа в Костроме, сельскохозяйственный музей и театр миниатюр в Петрограде. По окончании войны был исполнителем работ строительной конторы при отделе здравоохранения в Петрограде.

 

В 1923 году архитектурный проект Лангбарда, в числе сорока семи работ других авторов, участвовал в конкурсе проектов Дворца труда в Москве — главного общественного здания СССР.

 

В 1929 году выиграл всесоюзный конкурс на лучший проект Дома правительства Белорусской ССР.

 

Лангбард исполняет проекты зданий Института минерального сырья в Москве, механических прачечных, профилактория и фабрики-кухни, а также Боткинской инфекционной больницы в Ленинграде.

 

В январе 1925 года Ленинградский губком объявил конкурс на проекты жилищного строительства. Первую премию получил коллектив Лангбарда — за проект для Московско-Нарвского района.

 

В 1926—1927 годах Лангбард выполняет конкурсный проект трёхсотквартирного жилого дома для рабочих завода «Красный треугольник» в Ленинграде. Также на различных конкурсах он выполняет проекты: театра и клуба в Екатеринославе, дома культуры в Вятке, народного дома в Растяпино (Дзержинск), Василеостровского дома культуры в Ленинграде, театра в Харькове.

 

В начале 1930-х годов Лангбард получает первые крупные заказы на строительство в Белоруссии и на Украине. Первым проектом, реализованным Лангбардом по приезду в Минск, стало строительство примерно сорока деревянных павильонов для общебелорусской сельскохозяйственной и промышленной выставки. После этого его приглашают для проектирования застройки центральной части города. Лангбард предлагает макеты трёх зданий: Дом правительства Белорусской ССР, Государственный театр оперы и балета Белорусской ССР и Дом Красной армии (современный Дом офицеров). Проект Дома правительства был подготовлен и утверждён в 1929 году, а с 1930 по 1934 годы он был реализован. Перед этим зданием был установлен памятник В. И. Ленину, разработанный Лангбардом вместе с ленинградским скульптором М. Г. Манизером. За этот ансамбль Иосифу Лангбарду присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР».

 

В 1935 году Лангбарду было поручено разработать проект Дома Советов в Могилёве, куда вскоре предполагалось перенести столицу БССР. Здание возводится в 1938—1940 годы. Начиная с 1933 года реализуются ещё два проекта архитектора: Театр оперы и балета на Троицкой горе и Дом Красной армии на фундаменте бывшего архиерейского дворца. В 1935 году Лангбард берётся за переработку проекта здания Академии наук Белорусской ССР, разработанного Г. Лавровым.

 

Во время Великой Отечественной войны Лангбард работал над маскировкой зданий в Ленинграде, жил в Ярославской области. В 1944 году вернулся в разрушенный фашистами Минск, где в составе комиссии Комитета по делам архитектуры при СНК СССР работал над планами реконструкции Минска и Гомеля. В 1949 году за данную работу награждён орденом «Знак Почёта». Вместе с М. Баклановым разрабатывал проект здания кинотеатра «Победа» в Минске, законченный в 1950 году.

 

С 1935 по 1950 годы Иосиф Лангбард преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) (ныне — Институт имени Репина). В 1939 году защитил докторскую диссертацию по архитектуре.

 

Скончался 3 января 1951 года в Ленинграде.

 

Архитектурный стиль

Творчество Лангбарда в определённой мере уникально. К началу XX века европейская архитектура претерпевала кризис; в эту эпоху столкнулись две крайние тенденции: классическая архитектура с развитым декором и интерьером и новая урбанистика, которая в своих крайних проявлениях вообще отказалась от мелких архитектурных форм, оперируя почти нерасчленёнными объёмами и «отсутствием» интерьера как такового. Известным компромиссом стало появление европейской школы архитектурного стиля «Баухауз».

 

Творчество Лангбарда, его лучшие проявления и эклектические фрагменты в разные периоды времени и в различных его архитектурных произведениях, не всегда возможно отнести к какому-либо определённому архитектурному стилю или направлению. Более того, Иосиф Лангбард сам создал своего рода собственный, ни на что не похожий, сильный и выразительный стиль; его здания — очень авторские индивидуальные личностные «штучные изделия». Если здание Дома правительства и несёт в себе отчётливые следы конструктивизма, то под рукою мастера оно «перерастает» стиль и обретает своё собственное и неповторимое «лицо»; не здание работает на стиль, но стилистические приёмы конструктивизма формируют нечто новое.

 

Иосиф Лангбард в своих зрелых архитектурных проектах органично соединил «часть и целое», создав неповторимый авторский стиль и, разрешив, тем самым, создавшийся кризис. С инженерной и экономической точки зрения проекты Лангбарда весьма экономны, с эстетической — обладают колоссальной силой воздействия на зрителя. Это скорее цельные завершённые «скульптуры», которые организуют пространство. Совершенно отчётливо в стиле Лангбарда, в лучших его работах, проявляется то, что зодчий, отбрасывая несущественное, «мыслит объёмами», и только затем начинает детализировать фасады, которые полностью подчинены основной или главной идее. Этот стилистический приём придаёт работам Лангбарда исключительную силу воздействия на зрителя. Здание «читается» сразу и полностью; архитектурный образ впечатывается в сознание как нечто цельное и органичное: ни взгляд, ни сознание, ни чувство не цепляются за частности и воспринимают сооружение сразу и целиком. Зритель вначале и не замечает, что деталировка фасада есть и присутствует, а, между тем, эта деталировка очень сильно и энергично «работает» на такое восприятие. Одно не может существовать без другого. Отсюда и авторский почерк зодчего: деталь чрезвычайно важна и тщательно выполнена, но так, что она первоначально органично «исчезает» в динамике всего сооружения в целом. Деталь, как вполне самостоятельный и интересный архитектурный элемент, начинает проявляться лишь несколько позже, и эта «деталь» настолько органично слита с основным объёмом, что не может мыслиться отдельно; она — деталь — всегда часть и только часть целого и ему принадлежит. Другой весьма характерной чертой творческого почерка является такой архитектурный приём как «нарастание» объёмов: отчётливо видит зритель, что есть нечто основательное в корнях здания, из которых произрастает затем и всё здание, стремящееся вверх. При сравнительно небольшой высоте, архитектурные шедевры Лангбарда производят ошеломляющее впечатление грандиозности, — они монументальны как храмы или мавзолеи; эти здания и в конструктивной части весьма схожи с такими сооружениями. Удивительным образом эта монументальность не подавляет, но, напротив, — возвеличивает человека.

 

Никто и не подозревает, что сооружения зодчего возведены из кирпича; Лангбард полностью закрывает огромными плоскостями вертикальной штукатурки весь объём здания, отчего оно приобретает стремительную динамику и определённую лёгкость фасадов снизу доверху. Тщательно выполненное многообразное членение фасада заставляет свет работать на выявление как частных деталей, так и объёма в целом. Свет, вообще, становится у Лангбарда совершенно самостоятельным участником строительства объёма и его органичного членения, и здесь, в ряде своих работ архитектор достигает виртуозного мастерства. Так как солнце находится в постоянном движении и спектр видимого света также постоянно меняется, то и здания Лангбарда живут непрерывно неуловимо меняясь в сочетании света и тени и в цветовой гамме внешнего естественного солнечного освещения.

 

В интерьере Лангбард «восстановил» малые формы и технологии самого разнообразного свойства; здесь ощущается некоторая эклектика и в то же время — веет свежестью новаторского поиска. В интерьерах Лангбарда, однако, присутствует и крупная конструктивистская деталь: балка, свод, и проём вновь органично вписаны в интерьер.

 

Иосиф Лангбард вполне отчётливо осознавал свою творческую силу и значимость того, что создал; это ясно из его писем к горячо любимой жене. Единственным критерием «красоты и пользы» является время и восприятие работ Лангбарда последующими поколениями. Эстетическая ценность того, что создал зодчий, неоспорима и подлежит дальнейшему тщательному изучению и пониманию.

 

 

Иосиф Лангбард был сторонником вертикальных архитектурных решений:

 

Горизонтальная форма представляется как состояние спящего или мёртвого человека, что отрицательно воздействует. Между тем как вертикальное положение олицетворяет жизнь, бодрость и силу, оно противостоит тяге к земле.

 

По взгляд профессионалов, Лангбард был сторонником критического освоения и использования традиций прошлого. В классике считал достойным архитектурную дисциплину, порядок, соизмеримость основных форм, стремился развивать простоту и ясность композиционных решений, характерных для белорусской национальной архитектуры. О декорации архитектурного фасада имел следующее мнение: «Лучше не знать, как украсить здание, чем сделать в этом лишнее».

 

Реализованы 15 проектов архитектора, из которых 8 — в Белоруссии:

 

Жилой дом для рабочих завода «Красный треугольник» на пр. Газа в Ленинграде (1927 г.; конкурс)

Комплекс театра и кино города Орши (1930 г.);

Дом правительства Белорусской ССР в Минске (всесоюзный конкурс 1929 г.; 1-я премия; сотрудники: Коварский Я. М., Любарский Г. П.; заложен в 1929 г.; 1934—1937 гг.);

Дом Красной армии в Минске (1934—1939 гг.);

Государственный театр оперы и балета Белорусской ССР в Минске (1934; построен 1937—1938 гг.);

Памятник Тарасу Шевченко (совместно со скульптором М. Г. Манизером) в Харькове (1936 г.), считающийся одним из лучших на Украине[4];

Дом Советов в Могилёве (1938—1939 гг.);

Главный корпус Академии наук Белорусской ССР в Минске (1935—1939 гг.);

Проект кинотеатра «Победа» (1950 г.);

Земская управа в Костроме (1914—1918 гг.);

Сельскохозяйственный музей в Петрограде (1914—1918 гг.);

Театр миниатюр в Петрограде (1914—1918 гг.);

Здание городского комитета КПУ в Киеве (1939 г., ныне — Министерство иностранных дел Украины);

Театр имени Янки Купалы в Минске, реконструкция главного фасада (1938 г.);

 

Проекты

Памятник В. И. Ленину на площади у Финляндского вокзала в Ленинграде (1924 г.; конкурс ЛОАХ и ЛОА; 1-я премия)

Памятник-мавзолей В. И. Ленину в Одессе (1925 г.; конкурс; 2-я премия)

Жилой дом в Ростове на Дону (1925 г.; конкурс; 1-я премия)

Боткинская заразная больница в Ленинграде: сортировочное отделение, изолятор, лаборатория, аудитория, рентген, типовые павильоны (1926 г.; конкурс; 4-я премия; соавтор Коварский Я. М.)

Хлебозавод в Ленинграде (1926 г.; конкурс; 3-я премия; соавторы Коварский Я. М., Любарский Г. П.; второй вариант — проект рекомендован)

Фасад катушечной фабрики им. Володарского в Ленинграде (1926 г.; конкурс; 1-я премия)

Застройка участка у Путиловского завода для рабочих по ул. Стачек в Ленинграде (до 1927 г.; конкурс; 1-я премия)

Театр и клуб для рабочих и служащих Екатеринославской ж. д. в Екатеринославе (до 1927 г.; конкурс; 3-я премия)

Профилакторий Володарского района в Ленинграде (конкурс; соавтор Коварский Я. М.)

Дом правительства Украинской ССР в Харькове (1927 г.; конкурс; 4-я премия; соавтор Коварский Я. М.)

Дворец выставок

Маяк-памятник Христофору Колумбу в Сан-Доминго (1929 г.; конкурс международный)

Дом Советов в Ленинграде (1936 г.; конкурс закрытый)

Маяк-памятник В. И. Ленину в Ленинградском торговом порту

 

Выставки

Со 2 ноября 2007 года по 12 мая 2008 года в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге проходила выставка проектных архитектурных работ Иосифа Григорьевича Лангбарда, приуроченная к 125-летию со дня рождения автора.

 

 

Значение творчества Лангбарда

Творчество Иосифа Лангбарда с исключительной силой отразилось на формировании архитектурного облика ядра городского центра Минска. Такие сооружения, возведенные по проектам зодчего, как Дом правительства, здание Большого театра оперы и балета и здание Академии наук не только органично вписались в облик города, но и сами стали энергичными доминантами, которые повлияли на всю последующую организацию окружающего их пространства и как показало время — города в целом. Как весьма значимые архитектурные сооружения общегражданского национального звучания три этих здания в высшей степени замечательно выполняют возложенную на них роль.

 

Здание Окружного дома офицеров первоначально разворачивалось грандиозной парадной лестницей-спуском с крутого правого берега реки Свислочь к набережной. Однако в поздней застройке эта масштабная архитектурная идея была заблокирована и изолирована. Но даже в таком «усеченном» виде здание производит сильное впечатление, несмотря на сравнительно небольшие этажность и объем.

 

Весьма немногие сооружения других архитекторов могут приблизиться по силе воздействия на зрителя к творческому наследию Лангбарда, которое он оставил Минску. Косвенным образом, архитектурные шедевры Лангбарда несомненно влияют и будут влиять на творчество будущих художников и архитекторов. Эстетическая значимость работ Лангбарда для города и его жителей уже не подвергается сомнению: Лангбард не мыслится вне Минска, но и Минск уже не представляется без архитектурных форм Иосифа Лангбарда.

 

 

Источники

Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск 12. Ленинград. 1927 г. Стр. 60-68, 189, 192, 194, 195.

Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск 13. Ленинград. 1930 г. Стр. 40-45.

Ежегодник Ленинградского отделения Союза советских архитекторов Выпуск 1-2 (XV—XVI). Ленинград. 1940 г. Стр. 153—165.

Статьи

Видео

Забытый генерал Яков Крейзер
24.09.2019
Доктор Саша
24.09.2019
Наука побеждать Подвиг комбата
07.08.2019